Главная -> Отчеты -> Лапландия 2008

Фото отсутствует

Лапландия 2008

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (264 голосов)
Loading ... Loading ...
Мурманская область
Автотуризм
Автор :

«лапландия 2008» оказалась абсолютно непохожа на предыдущие экспедиции. Свою роль сыграла нехарактерная для Кольского полуострова горячая погода. Да и сами инициаторы, взяв курс на пропаганду туризма на джипах, оставили гонки и трудное бездорожье участникам другого не менее популярного события, каждый год проходящего в Мурманской области — «арктик трофи». В результате получилось прекрасное путешествие для искателей приключений на обычных полноприводных автомобилях, главная миссия которого — знакомство с оригинальной природой и историческими достопримечательностями севера.

Старт экспедиции «лапландия 2008»

В погожее утро перед стартом в салоне Газ-66 инициаторов мероприятия Константина Кушнира и Натальи Чалой из Автомототурклуба «аллуайв» было оживленно. Места в нем заняли как корреспонденты, так и решившие первоначально оценить свой уровень подготовки участники будущих экспедиций и, безусловно, врач Алексей Чудинов. Работы ему за время предыдущих походов находилось немного, что, все же, нисколько не мешало ему быть олицетворением общей уверенности в получении своевременной врачебной помощи.
Общий сбор был объявлен у монумента Защитникам Советского Заполярья в Мурманске. Участники, знакомые по предыдущим экспедициям «лапландия», обсуждали технические изменения своих автомобилей со времени последних общих рейдов. В то время как прочие регистрировались и наклеивали номера. Одной из самых горячих тем стала ночевка: «бывалые» выбрали отеля Мурманска, пермские участники переночевали на охраняемой стоянке, расстелив спальники на багажнике Lr Defender, один из питерских экипажей, добравшийся до города только к утру, заночевал в ближайших кустах. Команда из подмосковного Одинцова в ожидании прокатного клубного Уазика поставила палатку прямо около сооружения аэропорта, чем привела в шок местных милиционеров: они решили, что прямо под их носом развернута несанкционированная акция протеста.
Колонна из 14 машин была готова выступать, когда планы спутал брачный кортеж, по неосмотрительности проехавший к монументу чуть ближе, чем стоящие джипы. Быстро сообразив, участники «лапландии 2008» мастерски загородили дорогу и в качестве откупа разжились таким нетрадиционным экспедиционным напитком как шампанское и более обычным коньяком, от всей души пожелав новобрачным семейного счастья и благополучия. После чего, в конце концов, колонна отправилась покорять просторы Заполярья.

Эхо прошлой войны

Первая ночевка была намечена в губе Малая Волоковая Баренцева моря. Само ее название говорит об имевшемся тут некогда волоке на перешейке между континентом и полуостровом Средний. По пути — множество монументов Великой Отечественной войны. Находясь здесь как-то иначе начинаешь принимать драматические события этих лет: ощущать их острее. Казалось бы столько времени прошло, ан нет — сама северная земля не дает следам побоищ пропасть, бережет в назидание будущим поколениям. Остатки укреплений, блиндажи, огневые точки, бункеры и окопы здесь буквально на каждом шагу. Однако ни один из памятников не оставляет такого сильного впечатления, как памятный комплекс «долина Славы» (74-76 км автодороги «мурманск – Печенга»). Здесь на подступах к Мурманску на правом берегу реки Западная Лица в июле 1941 года шли ожесточенные бои. Дальше этого рубежа фашисты продвинуться не сумели. От вынесенных на траурный гранит слов щемит сердце. Сколько отваги и мужества, сколько личной драмы каждого отдельного человека, в последних словах героев: «погибаем.. скажите маме капитулировать не будем», «нас двое, однако мы будем стоять пока хватит духа до подхода своих… и вот я один остался раненый в голову и руки», «погиб за защиту родины, осталась семья в количестве 6 человек». В послевоенные годы были обнаружены и перезахоронены останки примерно трех тысяч солдат и офицеров. До сих пор поисковые работы здесь продолжаются, и из года в год в «долине Славы» показываются свежие гробницы и положенные возле надгробных плит пробитые каски.
После перевала через хребет Мустатунтури участники экспедиции посетили еще одну обильно политую кровью землю – высоту «яйцо». Враг закрепился здесь в сентябре 1942 года и вел огонь по подходам к военному охранению из пулеметов и минометов. В конце сентября был подписан декрет, обязывающий командира 63-й бригады морской пехоты захватить высоту «яйцо». Ночной штурм был быстрым, гранатный бой скоро перешел в рукопашную стычку. Отбивая яростные атаки, чередующиеся с минометным и артиллерийским пламенем, принимая в отдельные дни на себя до полутора тысяч снарядов и мин, 5 дней сводная рота морских пехотинцев удерживала высоту, нанеся огромный ущерб противнику…
Преодолев небольшой брод, автомобили экспедиции уехали на широкую поляну, расположенную под хребтом, закипела работу по обустройству лагеря. На отполированных до блеска скалах играли солнечные блики, и, глядя на эту умиротворяющую картину, с трудом верилось, что когда то здесь правили ужас и гибель.

Лапландская жара

Экипажи начали выбираться из палаток задолго до музыкальной побудки, которой Константин Кушнир оповещает о начале сбора лагеря. Припекало совсем не по северному. Когда неторопливые сборы были завершены, колонна пошла побережьем полуострова Средний. После того как немцы тем самым маршем к реке Западная Лица отрезали Рыбачий и Средний от материка, они лишили местный гарнизон любого сухопутного известия. Впоследствии захватить полуостров им не удалось. Советские войска, сделав действительно титаническую работу, переориентировали артиллерийские батареи от моря на перешеек, перетащив на руках через скалы часть тяжелых орудий чуть ли не за ночь. Сейчас оставшиеся позже войны батареи – одни из основных достопримечательностей Среднего.
Полуостров еще популярен неповторимыми скальными останцами, вблизи которых некогда располагалось саамское капище. Существует множество сказаний, которые повествуют про их возникновение, большинство старых историй связывают их с чародеями, превращенными в валун, некоторые уверяют, что это чародей и ведьма. Впрочем, большинство странствующих по Кольскому родство скалистых истуканов определяют, как «два брата». По обычаи экспедиция «лапландия» делает здесь остановку. Однако в этот раз по просьбе участников место стоянки было перенесено. Народ, сомлевший от зноя, потянулся к ближайшему пляжу и устроил массовый заплыв в Баренцевом море. Загорая на скалах, участники экспедиции начали помаленьку интересоваться у организаторов, когда же, наконец, начнутся реальные внедорожные приключения с разматыванием тросов и лебедки. Константин посулил встречу с «правильной» лужей на Рыбачьем. Утоляя жажду адреналина сначала в широком броде, потом быстрой ездой по песчаному пляжу, ближе к вечеру экспедиция добралась к «заветной» жиже. Однако к всеобщему разочарованию лужа, по которой еще две недели назад поостерегся бы проехать Газ-66, заметно обмелела и даже эти, кто направил автомобили в окружающее ее болотце, добрались до берега своим ходом. Впрочем, часть участников тем не менее была вынуждена надеть сапоги и погрузиться в темную воду: один из автомобилей оставил там свой номерной знак. Поиски увенчались успехом.
Большая же часть колонны к этому времени уже приближалась к мысу Немецкий — самой северной точке европейской материковой части России. Старинной название мыса — Кегор. В Xvi веке здесь существовал оживленный торг: Московское государство активно взаимодействовало с Западной Европой. Сейчас чем-то особенным это место не выделяется, разве что маяком. Однако участникам экспедиции «лапландия 2008» мыс Немецкий безусловно запомнился: собственно здесь все ощутили ледяное дыхание Арктики, что совсем не мудрено, всеже Северный Полюс здесь важно ближе, чем Москва.

Строительство лабиринта

Дождь всегда начинается перед подъемом. Для нашей экспедиции эта примета работала четко. Вот и на 3-ий день не успели еще все участники проснуться, как по палаткам зашуршал дождь, окрестности губы Скорбеевская, где был поставлен лагерь, затянуло туманом. Приглушеннее стал гул расположенных недалеко водопадов. Организаторы задумались, на этот день была намечена дневка и строительство лабиринта, а кому захочется под дождем таскать прохладные скользкие камни, впрочем проектов менять не стали – не сидеть же целый день в лагере.
Вскоре экспедиционная колонна стояла вблизи зоны геологического разлома, а участники путешествия разбрелись по складчатым, будто слоеный пирог, скалам. В тумане пейзаж выглядел абсолютно сюрреалистично: будто бы породы попали в колоссальные тиски, которыми веселился неизвестный силач, выкручивая скалы под различными углами. Экипажи бродили по вздыбленным камням, заодно собирая разноцветные рыболовные поплавки, вынесенные морем на берег.
Константин Кушнир в это время разыскивал подходящее пространство для строительства лабиринта. Наконец, была обнаружена широкая ровная лужайка, на которой участникам экспедиции предстояло построить трудную фигуру из непересекающихся спиралей, символизирующих типичные для северных широт видимые пути Солнца и Луны. Поначалу работу не клеилась, несмотря на наличие схемы и несметное количество стройматериала, «каменный цветок», то есть копия северного культового сооружения, никак не выходила. Тогда было принято единственно верное решение, избрать человека, который согласно схеме будет указывать всем прочим, куда класть очередной камень. Почетная роль досталась водителю Уаз «патриот» из Великого Новгорода Алексею Лысенко. Благодаря его указаниям, камни, наконец, начали укладываться на правильные позиции. Работа закипела. Со стороны поляна была похожа на муравейник. Кто-то подносил камни и складывал их в кучу, остальные под внимательным руководством Алексея выкладывали спирали. К изумлению организаторов, лабиринт был возведен буквально за 15 минут. И им оставалось только заложить в его основание капсулу с письмом к будущим экспедициям.
На обратном пути, на подъезде к лагерю как прежде жаждущие внедорожных побед участники разыскали подходящую грязь и устроили «веселые старты», «главный приз» в которых получил длиннобазный Defender пермских участников, лишившись правого шруса. К вечеру все участники разделились на две группы: занятые его ремонтом и играющие рыболовными поплавками в боулинг.

Спасение утопающих

На следующий день организаторы экспедиции вновь заготовили задание из области цивилизованной навигации. Участникам предстояло отправиться в губу Зубовская и там ни немало, ни мало отыскать наскальные рисунки первых обитателей Кольского полуострова времен неолита, которые в 2007 году не удалось обнаружить предыдущей экспедиции. Участок розыска представлял собой длительные скальные террасы. Рассудив, что живописцы прошлого должны были иметь амбиции никак не меньшие, чем у Церетели, часть участников направилась на верхние террасы, и буквально метр за метром осматривала уступы. Чуть после на автомобилях к нижним террасам подъехала вторая группа участников. И … фактически сразу наткнулась на те самые граффити времен неолита, изображающие оленей с неестественно удлиненными телами и необычные геометрические фигуры. Справившись с задачей, экипажи отправились …. плескаться, ибо погода сменила гнев на милость, и солнце полыхало как газовая горелка.
Перебравшись через русло впадающей в Баренцево море речки, шоферы оставили внедорожники на обнажившемся во время отлива песке и направились к призывно плещущимся волнам. Благо, что сам процесс купания в ледяном море занимает несколько секунд, оттого что, выскочив назад, они обнаружили автомобили стоящими в прибывающей воде.
Перемахнув через речку, также наполняющуюся морской водой, экипажи оказались в безопасности. Все, помимо одного. Toyota Hilux заглох на середине. Вода в считанные мгновения покрыла пороги пикапа. И здесь же в рации раздался вопль отчаяния: «ребята, спасайте, я тону!». Ситуация могла быть форсмажорная ситуация, окажись в аналогичною ситуации обыкновенный автомобиль, но не джип в компании участников всевозможных соревнований: руку помощи с уже вложенным в нее тросом утопающему готовы были протянуть сразу три экипажа. Хватило и одной… И, не переводя дух, все дружно помчались в лагерь, подальше от хитрого прилива.

Бухта Западная

Перед подъемом пошел дождь, похолодало. Как будто в небесной канцелярии нашли упущение и мигом навели порядок, установив на Рыбачьем погоду, приличествующую северным широтам. На пятый день экспедиции началась обратная дорога, крайней точкой маршрута обязана была стать бухта Западная. К вечеру экспедиция достигла хребта Мустатунтури. И здесь встала на промежуточную ночевку. Дул сильный ветер, колющий дождь хлестал по лицу. Кое-как удалось поставить палатки, так и норовившие улететь. Для надежности часть экипажей привязала их к джипам. Однако ветер был настолько мощным, что целую ночь палатки трепыхались, как пойманные в сети птицы, а к утру из кухонной палатки выдуло всю складную мебель, и столы, и стулья. Подъем был ранний и быстрый. Предстоял брод через реку с «поэтичным» названием Тухлянка по малой воде, а, значит, экипажи должны были возникнуть на берегу ко времени, иначе им пришлось бы куковать на берегу никак не менее 6-и часов. Памятуя о недавнем инциденте в прилив, вопросов никто не задавал.
В горах двигались по древним немецким дорогам, служащим в свое время для подвоза боеприпасов и продовольствия к линии фронта. Хотя слово «старый», вероятно, не чрезвычайно подходит для их описания. Разрушились мосты, но сами дороги, возведенные с особым педантизмом, выглядят и сегодня безукоризненно и комфортны для передвижения.
К обеду, легко осилив брод, уже находились в Печенге, где надолго зависли у магазина. Пройдя пограничный контроль в Лиинахамари, вышли на прямую дорогу к месту стоянки. Некоторое время потратили на обследование бетонных сооружений, немного затопленных водой – фундаментов для гигантских пушек, которые немцы не успели построить. И уже были всего в нескольких километрах от бухты Западная, когда случилось неприятное недоразумение, надолго остановившее экспедицию в пути. Дорога, некогда построенная вдоль берега озера, со временем ушла под воду, однако не представляла особой проблемы для движения автомобилей, если знать необходимую траекторию. Вот на этом «если» и попался экипаж Уаза из Одинцова, решивший объехать немного левее одну из бетонных плит, на которую взбирались все идущие спереди внедорожники, ориентируясь на организаторский Газ-66. В один миг автомобиль погрузился в воду по стекла.
Отчасти его спас опыт Славы Большакова, увидевшего случившееся в зеркало заднего вида, и с помощью лебедки быстро оказавшего ему 1-ую помощь. А дальше уже на берегу началась внеплановая замена фильтров, свеч и масла. Ситуация осложнялась тем, что предстоял длительный крутой каменисто-ступенчатый спуск к морю, и для всех было бы лучше, если бы Уаз пошел туда своим ходом, нежели болтающимся на буксире. Реанимационные мероприятия для изделия российского автопрома прошли удачно, с той только утратой, что имевшийся раньше позывной «ракета» как-то сам собой превратился в «торпеда».
Внедорожники один за другим скатились бухту, укрываясь от штормового ветра и непрекращающегося дождя.

Полуостров Немецкий

Из бухты Западная пушки на полуострове Немецкий выглядели как сидящие в обнимку 2 человечка. Замыкающие колонну участники экспедиции, подъезжая на место стоянки, то и дело интересовались, кто из экипажей настолько полный сил, что уже влез на высокие скалы. На следующее утро, при ближайшем рассмотрении «влюбленные» оказались двухорудийной 150-мм судовой башенной установкой с отпиленными стволами. Дойдя до сильных береговых батарей, участники тут же разбрелись осматривать надземные и подземные сооружения, которые поражали своими размерами не меньше египетских пирамид, рождая тот же типичный вопрос, которым не один год задаются археологи, как все это было принесено сюда и построено? Небольшой прицеп, лежащий на ближайшем пляже и полузанесенный песком, доверия в этом смысле не внушал. Однако иных вариантов доставки грузов разыскать не удалось.
Комичная ситуация, виновником которой стал Слава Большаков, произошла у одной из рукотворных пещер. Спустившись по альпинистской веревке, он пропал в тоннеле и через несколько 10-ов метров вылез на поверхность сквозь какую-то дыру. И еще длительно стоял за спинами склонившихся над входом в подземелье и отмахивающихся от его вопросов товарищей, пока кто-то не повернул голову.
Впрочем, это был его день. Вечером большинство участников явно сожалели, что не празднуют день рождения в июле, поскольку созданный из подручных средств исключительный гостинец водителю Тлк80 Сергею Луневу был выше всяких похвал. Шедевром стала собранная где-то во время долгого путешествия по России деревянная лопата, которую Слава украсил выжженными надписями «с днем рождения» и «лапландия 2008 г.», а все экипажи оставили свои подписи и просьбы имениннику.

Финальный огонь

Вечер последнего дня северной части экспедиции «лапландия 2008» экипажи повстречали у водопада на реке Титовка. Константин Кушнир вручил всем дипломы и сувениры, и еще долго покой леса нарушали гитарные аккорды. На другой день часть участников возвращалась домой, часть отправлялась в Оленегорск, чтобы воссоединиться со свежим пополнением и продолжить путешествие – сейчас уже по югу Кольского полуострова. И никто не прощался, расставаясь лишь на время — до следующей «лапландии»!

Елена adrenalinetour@mail.ru http://www.adrenalinetour.ru/laplandia2008.html


Автотуризм - лучшие туры

Рыбалка на хариуса в Монголии
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (339 голосов)
Loading ... Loading ...
Рыбалка на хариуса в Монголии Азия
Цена: 58000 руб.
Продолжительность : 9 дней.
И если вы думаете, что 4х-килограмовый хариус и 6ти килограммовый осман это рыбацкие байки, собирайся! Вместе с «Командой Eх-Pro» ты увидишь самобытную монгольскую природу, познакомишься с почти неизменившейся с древних времен культурой и сам добудешь легендарный трофей. Тебя ждут ...
Экскурсионный тур. Тайны древнего пути
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (330 голосов)
Loading ... Loading ...
Экскурсионный тур. Тайны древнего пути Алтай
Цена: 48500 руб.
Продолжительность : 10 дней.
Чуйский тракт! Сколько человеческих судеб на протяжении огромного промежутка времени связала воедино, переплела эта уникальная дорога. И каждый, кто когда-то проходил по конной тропе или проезжал по асфальтному полотну оставлял знаки своего пребывания здесь в виде наскальных ...

Авто тур. Ледники Талдуринский Софийский озеро Хиндиктиг-Коль Хакасия озеро Телецкое
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (320 голосов)
Loading ... Loading ...
Авто тур. Ледники Талдуринский Софийский озеро Хиндиктиг-Коль Хакасия озеро Телецкое Алтай
Цена: 42000 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Непреодолимая жажда странствий и стремление расширить собственный кругозор всегда увлекали человека в путешествия. Мы предлагаем и Вам совершить захватывающее путешествие в Горный Алтай – уникальный и, в то же время, многогранный геологический заповедник, чтобы понять, что ...
Белуха - сердце Алтая
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (310 голосов)
Loading ... Loading ...
Белуха - сердце Алтая Алтай
Цена: 13700 руб.
Продолжительность : 11 дней.
Основы активного турамаршрут подробно знакомит с районом Катунского хребтаоптимальный активный отдых для желающих увидеть высочайшую вершину Сибири по этому пути прошла знаменитая экспедиция Рериха желателен минимальный опыт пребывания в горах и участия в пеших ...

Авто-водный тур. Телецкое озеро Актру Средняя Катунь
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (305 голосов)
Loading ... Loading ...
Авто-водный тур. Телецкое озеро Актру Средняя Катунь Алтай
Цена: 41500 руб.
Продолжительность : 11 дней.
Страна «Голубых Озер» - так называют Алтай за обилие больших и маленьких, горных и таежных,  необычайно красивых и живописных озер. Здесь их  насчитывается более 7000. Особенно красивы каскады высокогорных озер. Каждое по-своему уникально и неповторимо, в окружении ...
Пустыня Гоби и озёра Монгольского Алтая
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (304 голосов)
Loading ... Loading ...
Пустыня Гоби и озёра Монгольского Алтая Азия
Цена: 67850 руб.
Продолжительность : 16 дней.
Монголия - страна бескрайних степей и великолепных озёр, одной из самых больших пустынь планеты и неповторимых по своей красоте заснеженных вершин. Мы приглашаем Вас в путешествие по этому удивительному и непознанному краю. Озёра Монгольского Алтая - Пустыня-Гоби настоящий рай ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:


Отзывов пока нет, будьте первым.