Главная -> Отчеты -> Опасности при активном отдыхе

Фото отсутствует

Опасности при активном отдыхе

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (251 голосов)
Loading ... Loading ...
Владимирская область
Треккинг
Автор :

Как и следует из названия, реальная статья поведает вам, какие опасности для здоровья и жизни поджидают человека, отдыхающего активно.Сразу внесу ясность — это ни в коем случае не учебник. Настоящяя статья нисколько не претендует на полноту изложения. Тем не менее, если прочтение этой статьи заставит вас задуматься осмотрительнее о своей безопасности, значит я выполнил поставленную задачу.

Кто-то из читателей пронюхает, что летом 2005 года я сам не избежал аварии, возвращаясь из похода, и перенес тяжелую травму, которая угрожала жизни, и вытянули только друзья, которые были близко. И абсолютно ясно, что кто-то будет ехидствовать, что вот сейчас я собрался кого-то чему-то учить. Но, тем не менее, активным отдыхом (в целом — велопутешествиями) я занимаюсь с 1987 года и до сих пор жив. За это время пришлось лицезреть и ощущать немало различных опасностей. Нет, не всегда была опасность жизни или здоровью, однако путем закономерных рассуждений удалось прийти к осознанию, что опасность рядом.

Теперь еще немного лирики. Истина заключается в том, что для избежания опасности, об этой опасности необходимо знать. Если кто-то начнет меня поучать и говорить, что я должен делать, то я, безусловно, восприму это «в штыки» — всеже народная мудрость гласит: «не говорите мне, что я должен делать, и я не буду говорить вам, куда вы должны идти». Эта народная мудрость реально работает. Поэтому в данной статье я не буду в директивном тоне говорить вам, что вы должны или не должны делать, но попробую показать соль и механизм возникновения той или иной опасности. Из этого логически будет вытекать метод избежания данной опасности — и никаких директив уже будет не нужно, ведь каждый мудрый человек подыхать не желает, а ошибки делает только по незнанию и недооценке опасности.

Остановимся вот еще на чем. Каждый, начав читать это произведение, закономерно задастся вопросом — «а почему это нужно мне?». Думаю, это явный факт, что отвечает за ситуацию тот, кому приходится заплатить по счетам. Например, если я вам скажу, что вы можете сунуть пальцы в розетку, а вы это сделаете и получите электротравму, то пострадаете собственно вы. Я останусь таким же живым и здоровым, каким и был, а пострадаете вы. И легче от того, что вы повесите ответственность на меня,вам не станет. Может, не дай Бог, травма окажется летальной. Так как расплата за пренебрежение безопасностью — ваша жизнь и здоровье, вы, и только вы лично за это дело отвечаете. Даже если вы платите деньги и идете в заказное турпутешествие, мыслить о вашей безопасности все равно вам, а вовсе не турфирме. У турфирмы на кону ее честь, а у вас — вся жизнь. Так что и думать нужно самостоятельно. Итак, проникнитесь вышеизложенным и, отправляясь в путешествие, обдумайте, какие опасности вас ждут и как их избежать. Вы — мудры, и вам это под силу. Чтобы продумать меры безопасности, надо знать об опасности и ее механизме. Если вы не будете знать об опасности, то и противостоять ей не сумеете — она будет неприятной неожиданностью. Откуда можно узнать об угрозах? Сесть и подумать — призвать свой предыдущий жизненный опыт, знания из физики, химии и вовсе все то, чему учили в школе. Ну и, в конце концов, ознакомиться с чужим опытом — изучать то, как одни попали в несчастный эпизод, что грозило другим и как они этого избежали.

Предполагается, что помирать добровольно никто не хочет, а знание опасностей позволит вам увернуться от них — не ставить себя в страшную ситуацию. Ведь, пока вы не подневольны, вы сами решаете, что и как делать.

Далее позже этого лирического отступления, я и займусь перечислением популярных мне опасностей по категориям. С частью сталкивался я сам или мои друзья, о части я прочитал, к другой части пришел путем размышлений — логически. Так ко всему этому и относитесь.

Я не навязываю кому-нибудь что-либо. Но я покажу опасность, механизм ее возникновения и действия. В мистику я не верю.

Все перечисленное относится к тому случаю, когда человек едет в поход или путешествие. Необязательно на велосипеде, хотя велосипедные опасности занимают существеную часть этой статьи. Такой человек оказывается в лесу или другом месте, словом, не дома.
Велосипедные опасности

Как вы знаете, велосипед — это двухколесное транспортное средство, позволяющее на ровной дороге совершенствовать скорость до 50 км/ч. Сидя на велосипеде, человек находится на высоте человеческого роста (до 2-х метров) и именно с такой высоты, в случае чего, ему и падать. Не буду тут вникать в строение велосипеда. Предположим, что вы уже это знаете, а если велосипед вам неинтересен, то смело пропустите этот раздел. При движении велосипедист находится в отвесном положении в равновесии и поддерживается в таком положении, пока движется. При остановке он должен опереться ногой о землю или упасть.

Первая опасность не связана с падениями. Но на велосипеде человек помещается в недружественную среду путевого движения. Приходится быть внимательным и ездить по специально отведенным местам, чтобы не сбили машины. По этой же причине велосипеды перемещаются по краю. Однако и там велосипедист находится в опасности, положим, может быть сбит за счет выноса автомобиля с прицепом при его повороте, ранен падающим с транспорта багажом (щебень, полено), или зацеплен негабаритным транспортным средством. Поэтому приходится глядеть, что делается спереди и еще наблюдать за ситуацией сзади Чтобы все это делать, нужно «фильтровать» 10-ки событий в секунду,велосипедисту нужна неплохая реакция. Напоминаю, что в состоянии алкогольного опьянения у человека спускается скорость реакции, даже если он не пьян настолько, что не может сесть на велосипед. Даже стакан пива вызывает заметное в тестах снижение реакции. Отсюда очевидна и опасность управления велосипедом в нетрезвом виде. Замечу, что аналогичным алкоголю в плане снижения реакции действием являются различного рода наркотические средства, утомленность и снижение уровня сахара в крови при голодании.

Избежать многих заведомых страшных ситуаций можно, выучив и строго выполняя Правила Дорожного Движения. Народная мудрость гласит, что Правила Дорожного Движения написаны кровью. Правда, становясь участником дорожного движения, не забывайте, что в природе есть нарушители и они будут опасны не только для себя, но и для вас.

А теперь побеседуем о самих падениях. Разберем падения в зависимости от их механизма.

Падения от снижения скорости. Как вы знаете, равновесие велосипеда обеспечивается его движением. И вот вы едете по лесу, въезжаете в грязь или песок или что еще, и нет сил ехать дальше — вы утрачиваете скорость и заваливаетесь. Если подставите ногу, то просто слезете с велосипеда — чушь. А если ноги пристегнуты к педалям туклипсами или контактными педалями, то освободить ногу не успеете и рухнете на бок без опоры. Поэтому на скверный дороге туклипсами лучше не пристегиваться к педалям и вообще никак никак не фиксировать ноги к педалям. Ситуация очень часто встречается при езде по лесу или сельской местности.

Падение от ухудшения сцепления колес с грунтом. Подумайте, какие силы действуют на колесо в области его касания грунта. Вектор сил обыкновенно действует в плоскости колеса, посему колесо в норме выбирает именно катиться. Но если сцепление скверное, то любая боковая сила вызовет срыв колеса на скольжение, а не качение. Обычно такое происходит при гололеде, но песочек на асфальте тоже может быть скользким. А при любом повороте переднего колеса на него начинает действовать сила с боковым компонентом. Велосипед утрачивает управляемость и падает. Поэтому всегда оценивайте скользкость грунта и безошибочно выбирайте скорость движения и резину в имеющихся условиях.

Падение при неверном торможении. Как вы осознаете, колеса должны именно крутиться. Но очень мощное торможение вызывает срыв колес с качения на скольжение — срыв в юз. Помните об этом и избегайте очень резкого торможения. Тормозить очень резко — верный метод упасть. Хорошие статьи о торможении есть на сайте Велопитера.

Падения от технической неисправности велосипеда. Самое неприятное, не так ли? Но оно бывает. Для примера поведаю несколько ситуаций, бывших со мной или известных мне из иных источников. Да, ломается все. Разберем только фатальные изломы, могущие привести к падению. Некритичные переломы — разбирать не станем.

В норме все металлические части должны быть крепкими, но пластичными. То есть при мощной нагрузке они должны держаться и потихоньку деформироваться в худшем случае (гнуться), но не ломаться. Но на морозе сплавы теряют пластичность и металлическая деталь при нагрузке может рассыпаться на кусочки совершенно внезапно. Дюралюминий этому подвержен. Так, как-то раз у меня во время весенней поездки (на полях еще лежал снег, но асфальт уже был сухим) при нажатии на ручку тормоза на несколько кусочков развалился хомутик, которым тормозная ручка крепится к горизонтальной трубе руля. Поломка была некритичной (тормозов ведь два), но не забыть об этом нужно.

Неожиданная непрочность показывается у закаленых деталей и при обыкновенной температуре как результат накапливающихся «усталостей» в сплаве при долгой службе. Однажды еду по лесу (хвойный с рельефом и торчащими округлыми гранитными камнями). Еду неспешно. Где-то переднее колесо наезжает на валун, нагрузка увеличивается. Я крепче давлю на педали и здесь — «хруп» — зад велосипеда резко проваливается. Оказалось, то разрушилась напополам задняя ось! Это каленый металлический стержень, который и кувалдой, казалось бы, не разрушить. Случись такое на спуске с горы — было бы не так и весело:)

Естественный износ. Читал такой случай (или сообщил кто — не помню): грейдер, спуск, велосипедист разгоняется. Разогнавшись, логично притормаживает задним тормозом. А там обод износился настолько, что теперь дает скол и этим сколом цепляется за тормозную колодку. Получается резкое внезапное торможение (к счастью задним, поэтому нешуточных последствий не было). Но ясно, что запрет ездить на изношенных ободах — идея не дурная. А чтобы обода служили свой срок надо старательно следить за тем, чтобы тормозные колодки не были изношены до сплава и не царапали обод.

Расскажу про то, как одна неприятная неисправность в совокупности с неаккуратным отношением к велошлемам чуть не стоила мне жизни. Вообще я катаюсь с 1987 года без падений, оттого каску не носил. Я говорил, что если попасду под автофургон — она мало спасет — уж лучше сразу помереть, чем превратиться в мешок с костями, но с мозгами. И вот возвращаемся мы из похода домой своим ходом. Проехали уже 90 км (быстро), до дома осталось всего 500 метров. Спускаемся по ровной дороге с горушки, скорость 30 км/ч. И тут за мной псина бежит и за ногу поймать хочет. Я ускоряюсь до 45 км/ч, потому что так быстро собаки не бегают (это мне понятно давно). В это время порыв встречного ветра — моя скорость падает. Я опасаюсь утрачивать скорость из-за собаки и давлю на педали сильнее. Руками, ясное дело, вцепился в рога руля. Сам стараюсь заехать ногой в морду псине. В это время правый рог не выдерживает нагрузки и его часть (кусок трубки, насаживаемый на отросток крепящего хомутика) остается у меня в руке. Я теряю равновесие и валюсь на левый бок, стукаясь левым виском об асфальт — как результат — трудная черепно-мозговая травма, угрожавшая в конкретные эпизоды жизни. Мораль такова: все, что состоит из двух частей и ничем не закреплено, а держится только на трении (запрессовке) — развалится! Ясное дело, что я теперь пересмотрю свое отношение к рогам руля и велошлемам (был бы в шлеме — меня бы заботила только закупка нового). Ну, а недоучет одного страшного фактора чуть не стоил мне жизни.

Некачественное крепление груза. Я собираюсь в поход и еду к месту встречи по городу. На багажнике рюкзак, привязанный толстой капроновой веревкой. Минуту назад я проехал страшный перекресток (мигающий желтый!) и теперь гоню на 30 км/ч по ровной дороге. Тут петля веревки слетает и цепляется за протектор задней шины. Колесо блокировано — резкое торможение. Я не падаю, к счастью, но если бы это было при проезде перекрестка, все могло бы быть трагичнее (а тут просто багажник развалился на две части — веревка-то прочная!). Заметьте, что не только части груза, но и части одежды — шнурки или штанина — легко попадают в цепь и с наслаждением наматываются на шатуны.

Неверное маневрирование — это происходит от пренебрежения законами физики. Все силы, действующие на переднее колесо в его плоскости, безопасно преодолеваются путем качения колеса. Например, если ехать на невысокий поребрик перпендикулярно оному, то колесо легко въедет на препятствие. Но если ехать под острым углом к препятствию, то руль обернется и колесо соскользнет — падение неизбежно. Поэтому все невысокие преграды (паребрики, рельсы и т.п.) при необходимости лучше переезжать под прямым углом.

Опасность езды «на колесе». Это такая езда, когда один велосипедист выстраивается строго за впередиедущим и оказывается в воздушной струе — так ехать легче, так как не мешает сопротивление воздуха. Об опасностях такой езды написано много, но расскажу бывший с нами случай — выводы делайте сами. Итак, последний день нашего похода. Утро, но солнышка уже жарит. Мы едем последний участок до поезда по ровнейшей дороге. Автомобили редко проезжают мимо. У нас — полный расслабон! Первым едет сильный Иван. Следом на колесе за ним едет Катя — дистанция около полуметра, а иногда меньше. В метре за Катей еду я. За мной в паре метров Андрей. Ехать за Иваном легко и мы едем быстро. Иногда я оборачиваюсь и вижу блаженную рожу Андрея. Через Катю я хорошо вижу происходящее: дистанция между Иваном и Катей сокращается и ее переднее колесо сцепляется протектором с протектором заднего колеса Ивана. Разнять колеса она уже не может и падает. Я все хорошо лицезрел и успел уйти на край и там гладко затормозить. А вот Катя упала и Андрей на скорости полетел через нее. Все обошлось, но видно, что стукнулся он крепко — к вечеру даже лихорадка была. Делайте выводы, господа!
Невелосипедные опасности

Все, что перечислено дальше, связано только с тем, что вы в походе. С этим столкнутся как велосипедисты, так и путешествующие на чем угодно еще — от велосипеда это не зависит. Ведь поход это не только транспортная операция. :)

Один из опасных факторов — люди. В окрестностях дома вы знаете, что и где. А в походе — незнакомое окружение. Обычно в наших краях путешественников мало, потому никто специально туристов не ловит — вероятность повстречать путешественника низка. Но неприятности можно разыскать самостоятельно. Особенно в сельской местности — там людям хулиганского возраста нечего сейчас делать и скучно, а выпить хочется. Да и вы на их территории — они тут владельцы. Если вас увидели — вы в опасности. Поэтому хорошая мысль — не стоять на видном месте. Если вы едете или бежите, за вами никто не побежит. Но стоя вы — вкусный кусочек. Было такое и с нами, правда, без последствий. Остановились на мосту в глухом месте — созерцаем перекаты воды на камнях, фотографии делаем. Вдруг останавливается «газель», а в ней двое местных лет 30-ти — абсолютно бухие. Им скучно, велосипедистов-туристов видят нечасто — им охота побеседовать. Ну, сообщили им откуда мы, что едем уже км 50 — им это в диковинку. Они местные, отслужили в армии, теперь возят товар в магазин в поселке. Подробно о наших проектах не стали им говорить — нам ночью гости не необходимы. Сказали вежливо, что сами еще не решили. Они просят покататься на велике — вежливо отказываю. Предлагают подвезти нас километров 15 по пути до своего поселка — вежливо отказываемся — и бухие они сильно, и здесь их, если чего, двое бухих против нас двоих небухих, а в их поселке еще неведомо какая шайка — незачем нам лишний риск? В общем, они остались в себя приходить, а мы уехали вперед и там укрылись за лесоскладом, чтобы они нас не видели больше. Так, все прошло мирно, но лучше бы таких моментов не было — согласитесь. Вот и мой совет: не стойте на месте, а двигайтесь. А надо постоять — так прячьтесь от глаз недобрых. (про ораву местных у магазина напиши и про езду через поселки в выходные дни — тоже достаточно опасно).

Продолжением будет еще правило. В открытом людном месте можно позвать на помощь, а в глухомани вы более уязвимы. В то же время походы часто связаны с посещением глухих мест. Так не дайте плохим людям возможности предсказать, когда вы будете в закрытом месте. Для этого никогда и никому не рассказывайте о своем маршруте. И, как частный случай, не спрашивайте ни у кого дорогу. Был один показательный случай. Мы ехали в местечко в глубине леса под названием Остров. Судя по карте, лесная дорога к нему начиналась близ одного поселка. Но мы не знали точно, где и решили спросить у кого-нибудь в поселке. Спросили у дамы. Пока спрашивали, вблизи нее вился ребенок лет пяти. Она нам ответила. Мы пошли, но потом решили вернуться. И вот возвращаемся мы в поселок через тридцать минут, а тот ребенок носится по основной улице поселка и скандирует: «а эти придурки поехали на Остров». Я опущу детали — отчего идиоты. Мораль же в том, что диалог с одним «безопасным» местным — и уже весь поселок знает, что мы поехали в конкретное место. Услышат пьяницы и придут в гости совершенно неожиданно. Поэтому лучше не давать о себе информации. При этом надо отдавать себе отчет в том, что при неожиданной беседе со шпаной прямой отказ говорить о себе воспримется как недоверие (так и есть) и значит оскорбление («как, вы считаете меня плохим человеком?!»). Практически безбоязненно можно говорить о себе — что я из Питера и проехал уже 200 км — это вызывает обычно почитание — гопота осознает, что перед ним человек сильный и выносливый, а не бумажная крыса. Часто за этим следует вопрос: «куда следуете?». Нельзя выдавать проектов о ближайшей ночевке. Но о дальних планах говорить можно. Только из вашего рассказа не обязано быть ясно, где же вы, тем не менее, собираетесь спать. Поэтому заблаговременно следует изучить карту, чтобы врать правдоподобно — по той дороге, куда вы едете, должно быть возможно приехать туда, куда вы говорите. Но говорить надо неправду, чтобы спрашивающий не мог подсчитать, где именно вы встанете ночевать. Тонкая наука! На то вам и дана башка — не только есть в нее, но и сохранять тушку.

3.2. Следующее — мысль не моя, но почерпнуто на Велопитере. Итак, думаю, из вышеизложенного ясно, что надо маскироваться на местности. Но местные хорошо знают свою местность. Если с наступлением темноты вы проезжаете через село и вас видят, то любой местный забулдон поймет, что чуваки теперь будут вставать на ночлег — темно ведь. И он легко догадается, где именно вы встанете — он же знает, где тут лучше места для лагеря. Поэтому недурная идея — перед постановкой на ночлег через деревушки не проезжать. То есть, становиться, не доезжая деревни, на расстоянии до нее.

Все вышеизложенное пойдет прахом, если вы сами себя демаскируете. За 100 метров или чуть ранее до поворота в лес остановитесь и погасите все фонари — чтобы не было видно, куда вы сворачиваете и куда идете. Да проследите, чтобы не оставить следы, ведущие в лес, на песке края и на высокой траве. И огонь еще! Дым может вас демаскировать — посмотрите, откуда дует ветер и от костра не должно вонять у дороги. А если вы стоите у края поля рядом с лесом, с дороги через поле не должно быть видно мерцания костра, отбрасываемого на лес. Логично, не так ли?

Истина в том, что хулиганы сами боятся ночного леса. Потому, если вы себя не выдадите, то в лесу будете в безопасности (я еще не слышал ни разу, чтобы группа туристов была съедена кабаном или волком, люди — вот самое опасное).

И в продолжение идеи — люди опаснее животных. Если, не дай Бог, на вас нападает медведь, то будет нормально, если вы его убьете — это может не получиться, но может и получиться — вы же человек — самое грозное животное. Хулиган опаснее, потому что человека уничтожать нельзя. Потом трудностей не упомянуть, да и скверно это — убийство. На крайняк, себя указ не запрещает защищать. Потому будет трудно доказать, что вас желали уничтожить, и вы только защищались. Но есть особый случай — вам может угрожать человек в форме. Он на особом положении — его даже пихнуть нельзя,ведь, по Закону! Поэтому могу посоветовать только одно — заранее изучите законы того места, куда идете и стремитесь их не нарушать — это предельно возможно вас обезопасит от людей при исполнении. Ведь очевидно: если вы идете на военный объект (коих может быть много в лесах), то будет закономерно и правильно, если вы будете остановлены патрулем. А дозор обычно имеет право стрелять без предупреждения — и по понятным причинам это правильно. А «случайный» вход на военный объект — это ваша небрежность по отношению к себе и отвечать за нее придется.

Тут я не ставлю цели перечислить все аналогичные ситуации. Но изучить законы места своего проживания — мысль и без всяких походов недурная (недурная — нераздельно, это — прилагательное). Здесь военные — это просто самый очевидный образец. Но есть еще пограничники (тоже военные, но особые), полиция и разного рода охраняемые территории с охраной. Не все из них обеспечены правом стрелять, но если вы попадете в случай их компетенции — проблемы обеспечены. Хочется думать, что в поход вы идете не для получения проблем, а для активного отдыха. А даже ревизор в поезде, я так понимаю, — человек при исполнении.

Вот и все о людях. Разберемся теперь с природными угрозами. Они тоже есть.

Об опасности, связанной с водой (в плане питьевой воды) — у меня есть целая статья. Тут напишу только, что пить воду из лужи не следует.

Опасность, связанная с холодом тоже предполагается. В нашей стране, да и не только тут, полно климатических зон, где бывает очень низкая температура. И для многих людей прохладный сезон — вовсе не предлог отказываться от активного отдыха. Холод способен оказывать выраженное местное воздействие, то есть обморожения. Это явление аналогично ожогам. Не буду вдаваться в физиологию, но замечу, что любой орган у нас остывает путем теплообмена обычно с воздухом через свою поверхность. И согревается за счет протекания по нему теплой крови. Чем орган меньше, тем больше у него соотношение поверхности теплообмена к объему протекающей крови — тем легче страшно понизить его температуру. Поэтому отморозить можно с легкостью носы, уши, руки и ноги. Обморожение выглядит подобно ожогу и чревато тем же, чем и ожог. Препятствуют обморожению путем ухудшения теплообмена таких мелких органов особой одеждой. Тут чистая физика: шерстяные, пуховые и тому подобные одеяния создают, будучи пористыми, воздушную подушку над тушкой, а воздух проводит тепло плохо. Часто, чтобы горячий воздух не улетал, верх аналогичною одежды делают из плотного тканевого или полимерного материала — так горячее, да и дождя можно не бояться. Но есть одно но. Если в одежде такого типа интенсивно работать и потеть, водяной пар вашего пота не может улететь наружу и конденсируется в материале одежды. А сырые вещи проводят тепло хорошо — и вы, вспотев, неожиданно начинаете мерзнуть. Недурная мысль: чтобы этого избежать, надо иногда распахивать куртку и выпускать за 3 минуты наружу водяной пар — замерзнуть не успеете, а намокания одежды избежите.

Чтобы избежать обморожения, нужно подбирать одежду сообразно забортной температуре и виду планируемой деятельности. Это всем несомненно. Но даже если обморожения не случится, есть еще неприятности, которые произойдут от морозы. Так, например, наши суставы — это ведь пара трущихся поверхностей, смазываемых суставной жидкостью. Поэтому суставы в тепле гнутся легко и безопасно. А на холоде выделение жидкости-смазки становится меньше, и в суставах, которые чуть остыли, происходит «сухое трение». Из техники вы знаете, что работа без смазки ведет к быстрому износу шарнира. Поэтому если вы заморозили коленки, то даже небольшая нагрузка, безопасная обычно, может привести к необратимой порче сустава. Добавлю, что эластичность связочного аппарата на холоде тоже уменьшается, поэтому возможны внезапные растяжения и разрывы связок. Будьте внимательны к холоду и суставам!

Еще про мороз. Согревая наши части тела, кровь остывает сама и охлаждает весь организм. Это физика! На холоде начинают течь тише наши биохимические реакции и ухудшается иммунитет, поэтому при общем охлаждении легко схватить какое-нибудь гадкое недомогание.

Есть и опасность, связанная с нашей человеческой природой (физиологией), которая может стоить жизни. Если вам приходится вести себя активно в необычное время дней (ночью), если вы не выспались, голодны, желаете пить, или в целом замерзли или утомились, то ухудшается сосредоточенность, способность думать и концентрироваться. В таком состоянии легко сделать фатальную ошибку, не увидеть ямы или машины и тому аналогичное. При общем замерзании уменьшается чувствительность к холоду и боли. Например, если в двадцатиградусный мороз вы пойдете в булочную напротив без варежек, то очень быстро у вас замерзнут руки с чувством типа боли и от этого вы точно не сможете заснуть. А вот при общем переохлаждении боли от замерзания рук вы не получите. Замерзание лишь прибавит вялости, сонливости, отнимет волю и если такое не отследить, то замерзший человек сядет и заснет под деревом, даже не разведя костра. Так и замерзали в Блокаду насмерть. Известны случаи и в наши дни, когда невнимательность на холоде привела к погибели. При этом описанное состояние полностью предсказуемо. Оно может быть даже при небольшом замерзании, но при сильной утомленности. Помнится, после 6 часов педалирования мы с другом ждали под моросящим дождичком отставшую часть нашей группы, не пришедшую еще в точку встречи. Приятель мерз, но развести костер уже ленился. Мне тоже было лень, но, к счастью, все наличное сало мы уже съели, а мне хотелось есть — макарошек с тушенкой и горячего чая. Движимый этим желанием я бросил все и начал создавать костер. Под дождем это занятие еще то, но вдвоем мы справились за 10 минут, согрелись у костра и создали хрючева, утолившего наш голод. Я это к тому, что результат замерзания и усталости может проявиться даже не в минусовой мороз, а просто когда холодновато. Поэтому недурная мысль — всегда иметь с собой костровой набор, оптимизированный для разведения костра в любую погоду. Не только холод и усталось несут опасность. Еще есь ночь, а ночью плохо видно. Ночь — это общее явление в данной местности, поэтому плохо видно всем людям. К примеру, ночью вас может не заметить шофер проезжающей машины. Старайтесь в темное время суток ограничить движение по автодорогам и стальным дорогам. А если уж абсолютно надо, оденьте яркую одежду со особыми светоотражающими элементами и еще повесьте на себя небольшие фонарики — будьте заметными для других участников дорожного движения — не лишайте их возможности сберечь вам жизни, если уж окозались на пути их движения ночью.

Есть еще неприятности, не связанные с холодом. Пожалуй, одна из самых неприятных вещей — получить травму вдали от дома. Поясню оговорку про «вдали». Мы живем в цивилизации и если мы заболеем, нам, вероятно, помогут, если особые службы об этом узнают. Травму же возможно получить и в таком месте, где о нас не узнают, и оттуда нас не достанут. Приведу ужасный пример: если человека пырнут ножом в живот в городе, то у него будет кровотечение и масса неприятностей. Но если человека быстро (быстрее, чем за час) доставят в операционную, то он останется жить с высокой возможностью и, вероятно, будет даже не очень инвалидом. Так, одного моего знакомого, бросившего курить, однажды вечером остановили «ребята» и сказали классическое «мужик, дай закурить». Угостить куревом он теперь не мог и его пырнули ножом в левую половину грудной клетки — задели сердце. Он был быстро доставлен в больницу и его отремонтировали. Теперь живет и неплохо выглядит — я его видел не так давно. А получить дырку в животе можно не только от ножа озорников — например, можно споткнуться в лесу и упасть на торчащий сук или, что хуже, остатки укреплений военных времен. Понятно, что быстро в больницу вас никто не доставит и значит, гибель от кровотечения неизбежна. Избежать этого поможет внимательность и знание кое-чего. Например, чтобы избежать падения с высоты, уместно никогда не подходить стоя к обрывам ближе, чем на свой рост. Тогда даже, оступившись, вы не упадете и просто отделаетесь ушибом, а вниз с обрыва не упадете. Конечно, надо быть пьяным или жутко невнимательным, чтобы споткнуться на краю обрыва. Но на гранитных скалах Карелии часто растет мох. При намокании он очень скользкий и упасть можно очень легко, поэтому по возможности наступать только на чистый гранит и быть втройне внимательным.

Думаю, вы догадываетесь, что даже при всей внимательности, страшные случайности случаются. Поэтому не дурная мысль быть всегда и всюду минимум вдвоем — так будет хоть какой-то шанс на помощь. Я не пытаюсь сказать, что вам нужна нянька. Но наличие сотрудники рядом — это надежность всей системы.

Падения и другие травмы — это не единственное. Есть еще болота. Конечно, в трясину никто в здравом уме никто не полезет. И о хождении по трясинам — по кочкам и т.п. написано много литературы. Не буду ее повторять. Хочу тут развеять один вымысел. Многие думают, что болота, будучи состоящими из воды, на мощном морозе замерзают. Но это не так! Механизм: болота — это гниющая органика. Гниение — процесс экзотермический, то есть течет с выделением тепла. Это он и делает. Летом хоть видно, что под ногами, а вот зимой все не менее зыбко, но закрыто от глаз снегом. Как-то на состязании одном идем через болото небольшое. Воды нигде нет. Ступаю и проваливаюсь по нижнюю треть голени — неглубоко. Ноги сразу вмерзают и мне их не вытащить — хоть чай из термоса в башмаки лей! Хорошо, что коллеги по команде услышали мой вопль и вытащили за подмышки — самому было не выбраться.

Думаю, вам ясно, что всегда все равно возможны ситуации, когда вам незамедлительно может понадобиться помощь — и важно ее срочно получить. Ну, например, даже с пневмонией можно доковылять до ближайшего поселка и там попросить помощи. Но могут быть ситуации, когда ковылять не получится — например, ушиб коленного сустава. Идти так больно, что вы неподвижны, а помощь нужна. Ну зачем может быть нужен бинт и йод знают все, а вот случай с обездвиживающей болью — это картинка, зачем нужно обезболивающее. Нет. Лечиться только обезболивающим — плохо. Боль — это сигнал об опасности — крик тела о помощи. Его можно заглушить, но это не истребляет опасности. Поэтому в походной аптечке помимо бинта и йода надо иметь обезболивающее — чтобы в срочном случае заглушить боль и дойти до помощи. Тут надо помнить еще об одной опасности. Не ходите в ближайшую аптеку за «хорошим обезболивающим» и не берите 1-ое попавшееся средство в поход (я даже знаю, что вам дадут). В поход можно брать только то лекарство, которое вы когда-то принимали, а новые препараты пробовать только в цивилизации в присутствии доктора или хоть кого-то рядом. Вот почему. Прихожу я как-то в больницу на работу и вижу, как из отделения на кресле медсестра и офигевший дежурный доктор везут больного. Молодой парень сидит, упершись руками в кресло, и дышит, как паровоз. Везут в реанимацию. А случилось вот что. Больной лежал, не помню с чем, и у него захворала спина. Он впервые в жизни принял таблетку анальгина и у него случился приступ удушья. Это впервые у него — ничего подобного раньше не было. Развилась аллергия на незнакомый препарат. В реанимации ему быстро помогли — все кончилось хорошо, потому что это случилось в стационаре. А случись такое в лесу — не знаю, каков был бы конец истории. Запомните, что безопасных медикаментов не бывает. Любой препарат может вызвать такое совершенно неожиданно. И пускай уж лучше сюрпризы не застают вас врасплох.

Если у вас ухудшенное зрение и вы носите очки или контактные линзы, снимите дома линзы или очки и посмотрите, насколько плохо вы видите. А ведь линзы или очки в походе легко сломать или потерять. Поэтому хорошо с собой взять такую вещицу про запас. И лучше взять именно очки: может случиться, что в глаза попадет грязь или насекомое — это вызовет воспаление (конъюнктивит), и линзы вы не сможете пару дней носить вовсе.

Думаю, теперь я убедил вас, что неожиданная неприятность может возникнуть где угодно. Походы здесь ни при чем — это бывает и в обыкновенной жизни. Но эта статья о походах и безопасность. Если вы идете в поход, то пусть лучше будет команда хоть из пары человек, чтобы было, кому позвать на помощь. Даже если приходится идти в одиночку, хочется верить, что вы не совсем никчемный человек и есть на свете хоть кто-то, кто о вас думает. Поэтому недурная мысль, чтобы кто-то знал о вашем местоположении. Конечно, хорошо все время звонить домой или приятелям, и сообщать свои координаты, но это не всегда возможно технически и зачастую дорого. Предлагаю простейшее и не очень накладное решение. Еще дома разработайте по карте проект своего маршрута. Да нанесите его на карту или в ином виде передайте друзьям. Лучше пусть ваш ассистент на семейней территории будет технико-географически толковым, чтобы понять ваш маршрут. На маршруте расставьте проверочные точки и постоянно, например, 4-е раза в день, сообщайте своему ассистенту текущую пройденную точку маршрута и следующую планируемую точку и расстояние от них. Так можно будет немедленно вычислить ваше текущее местоположение. Для транспорта этих отметок локализации удобно использовать Смс — сейчас сотовыми сетями покрыто практически все. Чтобы связь точно была — носите с собой пару телефонов в водонепроницаемой упаковке, желательно с подключением к двум операторам связи и комплексы батареек к ним. Об электропитании мобильной техники в походах я писал — это реально. Пример подобного протокола обмена Смсками мы уже использовали с Андреем, когда он ездил в 2002 году по Европе. Это было не очень разорительно.
Еще можно заплутать в лесу

Такую возможность надо учитывать, ведь походы часто связаны с посещением леса. Не стану вдаваться в причины, но очень многие боятся леса и боятся именно заблудиться. Проанализируем это, но, раньше всего, начнем с самого понятия «заблудиться».

В это понятие можно вкладывать различный смысл. Например, для одних заблудиться — значит не найти в лесу намеченного места. Такой смысл могут вкладывать лица, занимающиеся спортивным ориентированием — у них и стоит задача — найти точки в лесу. Но другой смысл — это не найти дороги назад (домой). В походах оба варианта таят определенную опасность. Обычно, не найти заданной точки не так страшно, как не найти дороги домой, хотя и неприятно и в редких ситуациях это означает удлинение маршрута и может не хватить запасов пищи, взятых в расчете на более короткий путь. Но это страшно где-нибудь в глуши, совсем далеко от цивилизации мы бываем в наши времена редко. А конкретно опасный вариант — не найти дороги к дому — фактически исключен, если подходить к делу серьезно. Чтобы хорошо и безотказно находить в лесу заданные точки, действительно нужна особая тренировка — чтобы обрести это, разумно найти секцию по спортивному ориентированию — там научат. Здесь же остановимся на том, как находить дорогу к дому.

Конечно, чтобы найти обратную дорогу, нужно запоминать, как вы шли, чтобы потом мочь пройти весь путь в точности назад. Это реально, но при большом пути может представлять определенные трудности. Но если вы забыли точную обратную дорогу, есть ряд общих правил, делающих такую ситуацию, вовсе не безнадежной.

Итак, поймем, что выход к любому крупному ориентиру уже означает, что вы не заплутали. Например, если вы вышли к железной дороге, крупному шоссе уже означает, что вы не заблудились. Точно еще, полезен выход к крупной реке, линии электропередач и тому подобным ориентирам. По ним практически всегда можно выти к людям. Теперь, если вы взгляните на любую карту местности, то обнаружите, что из любой точки леса, если идти прямолинейно, к вышеописанным ориентирам можно выйти. И для этого вовсе не обязательно проходить сотни километров — обычно ориентиры бывают не реже, чем на каждых 20 км пути, а то и чаще. Если вы заблудились, то нужно сначала решить, в какую сторону идти до ориентира и идти к этому ориентиру прямо.

Чтобы принять решение, куда идти:

Не забудьте карту. Лучше, если карт на групп будет несколько — одна может запросто случйно потеряться, промокнуть или сгореть. Дублирование — заклад надежности. Но даже в случае, если у вас куча карт, еще до похода, дома, изучите карту местности района похода. Определите и запомните, с какой стороны от вас крупные линейные ориентиры и куда они выводят. Этот миг важен, но вообще стремитесь изучить карту подробнее — не очень уж сложно, за день выучить карту так, чтобы можно было ориентироваться по памяти.

Имейти вследствие, что использование компьютерных карт, загруженных в карманный карт удобно, но недостаточно для безопасности — ПК может промокнуть, заглючить и т.п. Поэтому карту надо иметь в бумажном виде, да еще в своей голове.

Теперь нужно держать направление. Для этого комфортен компас. Помните, что компас можно разбить или потерять, потому дублируйте компас. Пусть у каждого участника будет компас. А то и парочка. Как пользоваться компасом — написано много литературы — не стану ее повторять.

Если вы приняли решение, куда идти, для удержания курса можно пользоваться Солнцем, Луной и т.п. Но не забывайте, что засчет вращения земли, Солнце и Луна меняет свою позиции (вправо) на 15 градусов каждый час относительно наземных объектов.

Сейчас стали известными спутниковые навигаторы. Они могут показаться комфортными, но помните, что это электроника, поэтому ставить свою жизнь в зависимость только от такого прибора неразумно. Конечно, вы можете продублировать приборчик и взять тонну батареек и хоть десять приборов, но помните, что они демонстрируют то, что передает им особая наземная и космическая служба. Это значит. Что если прекратит работать это система, то откажут все имеющиеся у вас аппараты разом. Единственный аппарат надежен, если мочь им пользоваться, — компас+карта+голова.

Вот и подошла к концу эта статья. Это не значит, что опасностей больше не бывает. Но надеюсь, что теперь я привел достаточно картинок того, что в походе, чтобы не потерять жизнь и здоровье нужно неизменно думать о безопасности и быть внимательным. Это можете сделать для себя только вы.

В заключение хочу поблагодарить bw_cath — Катю Добровольскую — она оказала большую помощь в подготовке статьи.

Зверьков Роман zrw@mail.ru


Треккинг - лучшие туры

В поисках жемчужины Байкала
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (354 голосов)
Loading ... Loading ...
В поисках жемчужины Байкала Байкал
Цена: 29500 руб.
Продолжительность : 7 дней.
Жемчужин у Байкала великое множество, и каждый, кто приезжает на его берег, находит там свою. Всех решивших отправиться на поиски, мы с удовольствием приглашаем в уникальный по своей насыщенности маршрут к Байкальским берегам. Две недели нашей программы позволят Вам увидеть ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
Loading ... Loading ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар Африка
Цена: 70500 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Маршрут:Антананариву-Анцирабе-Фианарантсоа - национальный парк Андрингитра - восхождение на вершину г. Имаривуланитра - национальный парк Ишалу - для пляжный отдых в Анакао - ботанический сад Arboretum Мадагаскар - четвертый по величине остров нашей планеты, расположенный в юго - ...

Знакомство с Кабардино-Балкарией.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
Loading ... Loading ...
Знакомство с Кабардино-Балкарией. Кавказ
Цена: 20000 руб.
Продолжительность : 6 дней.
Активное знакомство с двумя красивейшими ущельями центрального Кавказа! Чегемская и Черекская теснины – загадки для потомков и зрелище. Древние оборонительные и родовые башни горцев. «Город мёртвых», мумии долины Фырдык, сокровища и мудрость снежных вершин. Конные прогулки ...
Сплав-Велотур-Треккинг : Активная неделя-2
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (351 голосов)
Loading ... Loading ...
Сплав-Велотур-Треккинг : Активная неделя-2 Алтай
Цена: 16500 руб.
Продолжительность : 9 дней.
Попробуйте за одну неделю три вида активного отдыха Приглашаем вас прокатиться на велосипедах проселочными дорогами сходить на сплав по Катуни и подняться в горы с рюкзаками Благодаря такому разнообразию мы успеем посетить тайгу горное озеро и перевалы водопады и ...

Пешеходный поход по Крыму Партизанскими тропами
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (351 голосов)
Loading ... Loading ...
Пешеходный поход по Крыму Партизанскими тропами Крым
Цена: 4400 руб.
Продолжительность : 6 дней.
Километраж: 6839 км. Сложность: СреднийСимферополь - Перевальное - Красная пещера - Долгоруковская яйла - Курган Славы - р. Бурульча - плато Орта Сырт - Суат - плато Караби - Метеостанция - Б. ворота - М. Ворота - пер. Каллистон - пер. Алакат - н. Кок Асан - в. Кок Асан - к. Кучук Карасу - пер. ...
Велотур по острову Кильдин
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (350 голосов)
Loading ... Loading ...
Велотур по острову Кильдин Мурманская область
Цена: 25000 руб.
Продолжительность : 5 дней.
Остров Кильдин, расположен у Мурманского берега, в нескольких милях к востоку от выхода из Кольского залива. Самый большой из островов, лежащих у Мурманского берега. Остров - загадка! В нем необычно все: название, геология, ландшафты, озера, история освоения, обитатели. У вас есть ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:


Отзывов пока нет, будьте первым.