Главная -> Отчеты -> Отчёт об одиночном путешествии в Хибинские тундры в марте 2005г.

Фото отсутствует

Отчёт об одиночном путешествии в Хибинские тундры в марте 2005г.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (325 голосов)
Loading ... Loading ...
Мурманская область
Лыжные туры
Автор :

Никогда ранее не писал отчётов о походах, однако этот поход для меня особый.
Итак, Хибины…
“хибинские горы скалистые и безлесные, расположены севернее 67-й параллели. Это самый огромный горный район Кольского полуострова. Хибины имеют форму окружности радиусом около 30 км. Наивысшая отметка в Хибинах — 1200 метров, сложно предположить какой высоте Альп это соответствует. Из-за разряжённого приполярного воздуха условия в Хибинах сильно приближены к высокогорью.”
“хибинские горы — ряд приподнятых плато, расчлененных глубокими ущельями и перевалами, с многочисленными обрывами и цирками. Подъезды к Хибинским Тундрам очень комфортны. Вдоль западного края Хибин по берегу озера Имандра идет Мурманская стальная дорога. На участке Хибинских Тундр есть станции: Апатиты, Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра.”

Отчёт написан в декабре 2005.
Маршрут:
1, 2-ой день: ст. Имандра – р.Гольцовка – Меридиональный руч. – руч. Часнайок – пер. Южный Чоргорр (850 м) – р. Кунийок – База Ксс “куэльпорр”
3-ий день — днёвка
4-ый день: База Ксс “куэльпорр” – пер. Южный Рисчорр (900 м) – пер. Северный Рисчорр (890 м) — База Ксс “куэльпорр”
5-ый день: База Ксс “куэльпорр” – пер. Северный Чоргорр (1050 м) — База Ксс “куэльпорр”
6-ой день: База Ксс “куэльпорр” – пер. Кукисвумчорр (498 м) — г. Кировск

Подготовка.
Знание местности и опыт хождения в зимние походы ограничивается прошлогодним походом 2-3 к.с. по Хибинским и Ловозёрским тундрам с турклубом “абрис” г. Королёва (лыжные прогулки по Подмосковью не в счёт ). Тогда мы пересекли Хибины с запада на восток через перевалы Южный Чоргорр и Умбозёрский, сходив в радиалки на Путелличорр, Северный Рисчорр и Восточный Петрелиуса и, перейдя Умбозеро, ушли в Ловозёрские тундры. Холодных ночёвок особенно не было (чёто типа -15 градусов самая прохладная ночь), но было немало пургенного ветра и мало солнечной погоды с неплохой видимостью.
Маршрут на грядущее одиночное путешествие я спланировал таким образом, чтобы иметь не более одной ночёвки в полевых условиях, узнав, что ожидается холодная погода, затем добраться до базы спасателей и ходить в радиальные маршруты налегке. Заход на базу решил сделать от Имандры через перевал Южный Чоргорр с одной ночёвкой, уход через Кукисвумчорр в Кировск без ночёвки. При этом в любой точке маршрута, по идее, есть пути отступления в пределах половины светового дня даже в случае пурги и никакой видимости. На базе можно снять место в жилище с печкой за символическую оплату (100 рублей в сутки). Дрова еще дают.
Перед выходом взвесил свой рюкзак – 29 кг с пустым термосом. Большой недостаток одиночного похода — всё «общественное» снаряжение, без которого нельзя обойтись (палатка, костровые дела и т. д. и т. п.), приходится нести в одиночку. Еды 7 кг, аптечка 1,5 кг.

День 1-ый (14 марта).
Сошёл я с поезда на станции Имандра, откуда и начинался мой задуманый маршрут. К моему изумлению, со мной не сошло ни одной группы, а всеже это знаменитый у путешественников доступный Мурманский поезд, отъезжавший из Москвы в ночь на субботу. Пройдя до водонапорной вышки и спустившись в буерак, я встал на лыжи. Дальнейший путь вдоль р. Гольцовка я преодолевал в охотку. Погода была замечательная: ясное небо и лёгкий морозец. Как-то не очень ощущалось, что я пру на себе тяжёлый рюкзак и поднимаюсь вверх. Правда, подъём за день составил всего лишь метров 150-200, растянутые на ~10-12 км дистанции. На реке местами попадались вскрытые участки с наледями, местами голубоватыми, за рекой открывались виды на горные массивы. Не дойдя до границы лесной зоны (а выше ~400 м там нет никакой растительности) несколько км, наткнулся на чужую брошенную стоянку, где и остановился капитально передохнуть. Наконец то попался первый человек на лыжах. Его группа куда-то ушла в радиалку, а он остался изучать окрестности своего лагеря. Озадачила информация, полученная от него: прошедшей ночью их градусник зафиксировал температуру -31 градус! При этом, что характерно, грядущая ночь, по прогнозам обещала быть ещё холоднее! У меня палатка, естественно, без печки, да и синтепоновый спальник, прямо скажем, не очень. Прогноз погоды обещал в Мончегорске поэтому чёто типа -20 и -24 градуса. На ночёвку за -30 я, естественно, не расчитывал. Желание идти дальше с готовой стоянки (лапник под палатку, костровая яма, несколько оставшихся сосновых чурочек) резко отпало, тем более, что, по словам лыжника, тут стояла группа из Белоруссии, которая сегодня ушла за хребет. Возвращаться назад вот так сразу тоже не хотелось. С поленьями близ границы зоны леса вдоль Меридионального напряг, так как просто весь сосновый сушняк давно вырублен. В прошлом году, когда мы были здесь впятером, специально ходили за дровами несколько раз достаточно далеко в сторону от ручья – на 2 костра и для печки набрали. В одиночку же такой вариант труден. Но мелких сухих сосновых веточек насобирать можно много и здесь. Т.е. вскипятить воды не трудность, а посидеть погреться у костра – не судьба. Мимо прошла группа из 3-х ребят-москвичей, встали метров в 200 выше по течению Меридионального. Пока поставил палатку и поужинал, уже было 7 часов вечера (см. Фото 1). Самое время поспать, пока мороз не такой сильный. Одев на себя всё, что было из тёплой одежды и закутавшись в спальник, заснул. Проснулся через 3 часа от страшный морозы. По чувствам, похолодало градусов на 15, не меньше. Основной дискомфорт был снизу, несмотря на толстый пласт лапника+полиэтилен+дно палатки+пустой рюкзак+пенка. Очень выручал термос с горячим чаем. Палатка изнутри и спальник извне покрылись коркой инея. Конечно, ситуация небезвыходная: я мог собраться и рвануть обратно в Имандру. Короче говоря, пытался я ещё заснуть часов до 3-х ночи. Кстати, через 2 недели в Ловозёрских тундрах, имея 2 пенки (а не одну, как здесь) и всё прочее снаряжение то же самое, ночёвка была куда более удобной (правда, было в этом случае -26 и спали мы в аналогичною же палатке вдвоём).

День 2-ой (15 марта).
Проснулся в 6 утра. Как я потом узнал, температура ночью была -34 градуса у соседей, правда, неведомо, в какое время её измерили. Мне предстояло в этот день взять перевал Южный Чоргорр и добраться до базы спасателей. Больших усилий стоило на утреннем морозе одеть на себя окаменевшие и промёрзшие насквозь берцы, переодеться и собрать палатку со всем прочим барахлом. Что характерно, обледеневшая палатка никак не захотела влезать в свою упаковку, да и заметно набрала в весе. В меньшей степени это относилось к спальнику. Пришлось определенную часть груза распределить снаружи рюкзака. Эта некоторая часть груза то и дело норовила зацепиться за ветки в 1-ой части пути до границы зоны леса. Заход на перевал Южный Чоргорр вдоль ручья Часнайок представляет из себя длинный тягунок ~7-9 км (от границы зоны растительности) со средним уклоном 40-50 м/км и завершающий крутой подъём высотой метров 100. Спуск в долину реки Кунийок довольно крутой и на 2-х километрах по горизонтали теряешь сразу ~550 метров высоты (примерно высота Останкинской башни по флажок). Когда пошёл заметный подъём, начал сказываться потяжелевший рюкзак и скверный отдых. И смазка подводила – мои пластмассовые лыжи (прямые горные с туристическими троссиковыми креплениями) на подъёмах неизменно проскальзывали назад. Я шёл вперёд очень неспешно и трудно, часто останавливался отдыхать (каждые 200-300 метров). По пути, в районе истока Часнайока, решил избавиться от топора – всё же 1,5 килограмма груза сбросил. Припрятал его на эпизод, если всё же придётся вернуться тем же путём. Дальше он мне был на маршруте всё-равно не нужен, да и цепная пила оставалась на всякий пожарный. Мимо, чуть в стороне прошла группа из Питера (мы потом пересеклись на Северном Чоргорре). Впереди и справа открывался вид на гору Часначорр и колоссальный скальный цирк Часначорра (см. Фото 2), слева – гора Индивичвумчорр, сзади, за долиной Меридионального, было видно щель перевала Юмьекорр. Наконец, где-то за километр до крутого подъёма на Южный Чоргорр, стало абсолютно невмоготу. Бешено колотилось сердце, никак не мог отдышаться, в ногах сил никаких не осталось. Ощущение было ужасное, никогда не ощущал подобной физической беспомощности. Назад возвращаться не хотелось, так как вот она уже, седловина перевала (см. Фото 3). А за перевалом всё время спуск и ещё 5-6 км до базы спасателей, где уж одного человека всегда приютят. Между тем, время поджимало, в 7 часов уже обязано начать темнеть и сильно холодать. Я решил остановиться отдохнуть как следует, заодно сделать отверстие в носке 2-ой лыжи для более комфортного транспортирования за верёвочку на предстоявших крутых участках склона. Были идеи укрыть ещё какую-нибудь часть груза, чтобы, отдохнув на базе, налегке вернуться за ним. Была бы газовая горелка, мог бы остановиться спать прямо под перевалом. Мимо прошли знакомые ребята из Москвы. Чем то я их выручил из ремнабора, уже не помню, чем. Обозвав меня мазохистом, они поскакали на перевал. Посидев ещё немного, из последних сил (мне тогда реально так казалось) я дошёл и поднялся на перевал. На последнем крутом взлёте высотой метров 80-100, останавливался отдыхать 4 или 5 раз! Помнится, за год до этого, мы взяли этот подъём сходу, не снимая лыж, притом, что наверху дул сильный резкий пургенный ветер. В этот раз небо всё время было ясное, ветра не было, видимость очень неплохая. С вершины перевала открылся вид на долину Кунийока, солнце уже клонилось к закату, освещая красноватыми лучами хребты (см. Фото 4). Спускался без лыж, по каменистому контрфорсу. Когда я очутился в самом низу, бесповоротно стемнело, но откуда то возник прилив сил, так сказать “второе дыхание”. Во всяком случае, успокоился и уже особо никуда не спешил, ибо встать на ночлег можно было в любом месте. В сторону базы была хорошая укатанная лыжня, по которой можно было идти и пешочком, особо не проваливаясь. Сильно похолодало. По пути у меня появилась проблема с креплениями: оба башмака стали уезжать вперёд и попеременно спадали троссики. Я решил ничего не предпринимать и, сняв лыжи, почапал пешком. Крепления потом отревайзил на базе. Ещё от перевала был слышен гул от работы электрогенератора на базе. Добрался я до неё только в двенадцатом часу. Ух! Вот это денёк! Явно недооценил я трудности маршрута и погодных условий. Куда как проще было бы прийти на базу через перевал Кукисвумчорр (я через него уходил) за световой день, без ночёвки и, соответственно с лёгким рюкзаком. Впрочем, на этом мои злоключения завершились и последующая часть путешествия доставила много наслаждения.

День 3-ий (16 марта).

Собственно, писать про этот день особо нечего, так как я отсыпался и никуда не ходил. Утром ощутил боль в пальцах ног. Обморожение было не шибко мощным, на следующий день я уже был в форме, хотя пальцы выглядели кошмарно. Обдумывал варианты радиальных выходов. Помимо Северного Рисчорра и Восточного Петрелиуса, на которые мы ходили в том году, были остальные варианты, да и погода позволяла сходить на лавиноопасные в иную погоду Южный Рисчорр и Северный Чоргорр.

День 4-ый (17 марта).

Радиалки! Это самое интересное для меня в лыжном походе. Особо не напрягаясь, можно побродить и полюбоваться горными и прочими пейзажами. Погода так и держалась морозная, солнечная и фактически безветренная. По известным среди туристов маршрутам были протоптаны лыжни, которые не заносило. Заплутать было очень сомнительно.
По совету соседей по домику я пошёл на перевал Южный Рисчорр с намерением обойти г. Каскаснюнчорр с восточной стороны и вернуться через Северный Рисчорр. Говорят, на ручье Рисйок, вдоль которого необходимо подниматься, есть великолепный водопад высотой около 20 метров. Увы, это летнее зрелище. Перевал Южный Рисчорр чуть выше Южного Чоргорра, но налегке залез я на него без особых проблем (см. Фото 5). Вершина перевала считается лавиноопасной, справа и слева склоны средней крутизны, где скапливается огромное количество снега. На этот раз снега было мало, да и тот, который был, особой угрозы не представлял, так как из-за холодной погоды он был очень плотным. В районе перевальной точки есть несколько монументов, посвящённых людям, погибшим здесь в лавинах. (см. Фото 6)
Попытался я забраться на г. Каскаснюнчорр, но очень быстро вернулся, поняв, что без «кошек» это невозможно. С восточной стороны открывалась очень великолепная панорама: долины р. Каскаснюнйок, Тульйок, вершины восточных Хибин. Чуть далее Умбозеро и за ним полоса Ловозёрских тундр с преобладающей вершиной г. Ангвундасчорр (см. Фото 7). Полюбовавшись видами, двинул я по плато на север.
Северный Рисчорр. Помню, в том году, когда мы забрались на этот щелеобразный перевал с западной стороны, было страшновато подойти к перевальной точке, дул очень сильный пургенный ветер в спину. На этот раз всё было тихо и безветренно.
Спуск в долину Рисйока довольно широкий и укатанный, торчащих из-под снега камней мало. Попадались местами островки с растущим из-под снега ягелем.

День 5-ый (18 марта).

Погода так и не менялась. Поинтересовавшись у спасателей на всякий случай по поводу лавинной опасности, я пошёл на Северный Чоргорр, один из самых высоких перевалов Хибин и находящийся непосредственно напротив базы (см. Фото 8, Фото 10). Подниматься можно было без опаски прямо по кулуару, по которому в иную погоду частенько сходят лавины. Сначала подъём пологий, потом довольно крутой. Длина подъёма прямо от базы – около 3 километров, набор высоты около 800 метров. Уже недалеко от вершины догнал ту самую команду из Питера, которую лицезрел издалека на Южном Чоргорре. Они, завершая свой маршрут, уходили с полным багажом через перевал на Имандру. На вершину перевала мы залезли вместе (см. Фото 9). К сожалению, наперекор ожиданиям, в западную сторону особо интересного обзора я не увидел. Кроме того, погода начала резко портиться: небо заволокло облаками, пошёл снег, подул ветер.
Когда я уже спустился и вернулся на базу, шёл обильный снегопад и ближайшего хребта, где находится Северный Чоргорр, уже не было видно совсем.

День 6-ой (19 марта)

Возвращение. Мне предстояло пройти через перевал Кукисвумчорр и дойти до дороги, откуда можно уехать в Кировск на автобусе. Этот перевал представляет из себя длинный (около 15 км от границы до границы зоны растительности) тесный и практически прямой проход, при этом справа и слева высокие склоны. Сам по себе подъём на перевал и спуск почти незаметен, так как составляет небольшую величину, растянутую на большом расстоянии. Туристы прозвали этот перевал “труба”, так как в штормовую погоду имеет место результат аэродинамической трубы. Ещё один немаловажный фактор в скверную погоду – лавинная опасность. Проход узкий, лавиноопасные склоны с обоих сторон. Слышал про ситуации, когда сходящая с одной стороны лавина провоцирует сход другой лавины с противоположного склона. Через этот перевал ездят на “буранах” и летом на вездеходах спасатели из Кировска на базу и обратно.
Утром, собравшись и попрощавшись с базой, тронулся в путь. Погода не изменилась со вчерашнего вечера: температура около 0, снегопад крупными хлопьями, ветер. В такую погоду лавинная опасность уже присутствует, да и свежего рыхлого снега навалило за ночь прилично.
Мой рюкзак уже весил заметно меньше, чем на старте, так как продуктовая раскладка была истреблена, за исключением Нз. Отойдя километров 5 от базы, я увидел несущиеся навстречу 2 “бурана” с прицепными санями. Это спасатели везли на базу группу туристов. Остановившись, предупредили меня, что на перевале штормовой ветер (ещё хорошо, что в спину) и лавиноопасно.
Далее, немного спереди растительность заканчивается, проход начинает сужаться и отпечатков “буранов” уже практически не видно, так как заносит снегом очень быстро. Видимость порядка 100 метров, пурга. Ни одной сошедшей лавины я не видел, но желобов, набитых снегом, было много. В принципе, безусловно, вероятность оказаться “в необходимом месте в необходимое время” незначительная, но всё равно было как то не по себе. Дошёл я почти до перевальной точки и услышал двигатели возвращавшихся “буранов”. Спасатели, возвращавшиеся с пустыми санями, рекомендовали подвезти, я согласился.
И вот, на сумасшедшей скорости относительно никакой видимости, мы несёмся по ущелью. Сани то подпрыгивают на холмах, то шмякаются обратно об снег. Первый “буран” то и дело отрывался от второго на несколько 10-ов секунд, затем поджидал второй – это, насколько я осознал, стратегия езды в лавиноопасных местах. Вероятность, что завалит снегом двух одновременно гораздо ниже, чем кого-то одного.
В конце ущелья, где уже начинала показываться растительность, спасатели меня ссадили. Поблагодарив их и попрощавшись, я двинул вниз по долине, а они взяли курс куда-то направо. Вскоре “на пустом месте” появился тупик дороги, сильно занесённой снегом, по которой я и дошёл через несколько километров до какого-то рудника (не помню название) и уехал на автобусе в Кировск.
Вечером без приключений я уже сел в Аппатитах на Московский поезд. Так и завершился мой поход.

Кулаков Павел kulakov-pavel@yandex.ru


Лыжные туры - лучшие туры

Лыжный тур и Кайтинг - Укрощение воздушного змея
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (356 голосов)
Loading ... Loading ...
Лыжный тур и Кайтинг - Укрощение воздушного змея Владимирская область
Цена: 5500 руб.
Продолжительность : 3 дней.
За окном 21 век, машины, шум, дым... Мы предлагаем вам забыть всё это и окунуться в деревенскую атмосферу 19 века. Тихая маленькая деревушка,столетний деревянный дом сложенный из вековых сосен, двуярусные палати, русская печь, глиняная посуда и многое многое другое. ...
Зимний отдых на турбазе Усадьба Мяочан
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (323 голосов)
Loading ... Loading ...
Зимний отдых на турбазе Усадьба Мяочан Хабаровский край
Цена: 3500 руб.
Продолжительность : 2 дней.
ПРОГРАММА 1 день.10:00 выезд из Комсомольска с остановкой в п.Солнечном хороший геологический музей13:00 прибытие в п. Фестивальный 13:00-16:00 переход на базу при поддержке снегохода расселение 16:30 обед16:00-18:30 прогулки по лесу на лыжах санках.БАНЯ.21:00 ужин ночевка2 день.10:00 завтрак ...

Лыжный тур - По заснеженному Лекшмозерью
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (310 голосов)
Loading ... Loading ...
Лыжный тур - По заснеженному Лекшмозерью Архангельская область
Цена: 16000 руб.
Продолжительность : 5 дней.
По заснеженному Лекшмозерью Архангельская область1 день. Встреча группы в Няндоме с поезда 318 или 316 в 10.30. Трансфер в д. Лекшмозеро Морщихинская 160 км. Прибытие в д.Лекшмозеро. Размещение в гостевых комнатах конторы лесничества в Визит-центре или Рыбацкой избе парка. Обед. Подгонка ...
По ледяным просторам Байкала или на коньках по Байкалу
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (305 голосов)
Loading ... Loading ...
По ледяным просторам Байкала или на коньках по Байкалу Байкал
Цена: 14300 руб.
Продолжительность : 6 дней.
На коньках по прозрачному льду Байкала, когда лед кажется таким тонким. Километры на коньках с новыми единомышленниками. Баня на Байкале и отдых от цивилизации в уникальном месте. Программа тура: 1 день Встреча в Иркутске около железнодорожного вокзала в 8 утра. Переезд до ...

Лыжный тур - Новогодняя сказка Белого моря
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (294 голосов)
Loading ... Loading ...
Лыжный тур - Новогодняя сказка Белого моря Карелия
Цена: 22000 руб.
Продолжительность : 6 дней.
Эксклюзивное предложение зимнего активного отдыха на Белом море в Карелии. Современные комфортабельные номера на самом берегу моря, бильярд, баня и домашняя кухня – отличное дополнение к адреналину снегоходных путешествий по БЕЛОМУ МОРЮ!!! Испытай себя СЕВЕРОМ!!! 29 декабря ...
Фрирайд в Гудаури
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (287 голосов)
Loading ... Loading ...
Фрирайд в Гудаури Грузия
Цена: 27500 руб.
Продолжительность : 7 дней.
  Туристический клуб foxtravel приглашает принять участие в зимнем путешествии в Грузию на горнолыжный курорт Гудаури. Присоединяйтесь к нашей дружной компании, и Вы сможете покататься на горных лыжах или сноуборде на горы Садзеле, попробовать вкуснейшие блюда Грузинской кухни, ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:


Отзывов пока нет, будьте первым.