Главная -> Отчеты -> Скалы на Онеге

Фото отсутствует

Скалы на Онеге

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (348 голосов)
Loading ... Loading ...
Карелия
Треккинг
Автор :

В июне 2003 года руководство подарило народу 4 воскресных и грех было этим не воспользоваться. Тут-то нам и удалось реализовать давнюю идею и смотаться на берег Онежского озера, в самую восточную часть Ленинградской области. Это место интересно не только тем, что это — крайняя восточная точка нашей области. Здесь, в районе деревушки Щелейки расположен огромный скальный массив, по которому давно хотелось полазить. Ну, а заодно и взглянуть монументы старей архитектуры, деревянного зодчества, находящиеся в непосредственной близости от этих скал: в деревнях Щелейки и Гимрека, а еще по пути следования вдоль трассы от Питера.
Изначально намечалось поехать туда на майские торжества, однако не получилось. Наверное, и хорошо, что не поехали. Нас также пугала возможность увязнуть в поселке Вознесенье, не доехав до цели около 20 км. Все дело в том, что существуют в Ленобласти такие населенные пункты, обитатели которых не имеют возможности перебраться на другой берег по мостам: единственным шансом для людей попасть в другой населенный пункт является паром. Одна из таких переправ уже немало десятилетий работает на реке Свирь, в поселке Вознесенье. Этот поселок расположен на двух берегах реки, ширина которой — 500 м. Свирь не замерзает круглый год, посему ходит тут паром без перерыва. Конечно, обеспечить бесперебойное паромное движение — недешево, впрочем строить здесь мост экономически невыгодно, ибо река широкая, а движение транспорта небольшое. Но это мы узнали после. А изначально боялись застрять в Вознесенье из-за ледостава. Еще против поездки на майские праздники была информация о том, что лед на Онеге пока стоит. Значит, стоять на берегу озера скоре всего будет очень прохладно и неуютно. Ну, в общем, безошибочно, что не поехали, тем более что погода на майские была преотвратнейшая. Те, кто выбирался в эти дни на природу, в Питерской области, наверное, это помнят.
Изначально, идеей посетить Онегу и скалы загорелось огромное количество человек, но как всегда, часть народу отпала по тем или другим причинам. В результате нас набралось 6 человек, которые и распределились по двум «нивам». И хорошо, что не поехало больше народу, так как в «ниве» есть один значимый недостаток — небольшой багажный отсек, а класть имущество в багажник на крышу не хотелось, чтобы не увеличивать и так изрядный расход топлива.
Экипажи повстречались на Мурманском шоссе сразу за постом Гаи, на выезде из Питера в 7 утра 12 июня, и путешествие началось. Погода радовала. Описывать движение по Мурманской трассе М-18 не вижу особого смысла. Разве что отмечу, что в районе Новой Ладоги шоссе чинилось, дорога была закрыта и всех заставляли делать практически 20-ти километровый крюк через новый мост, почти что у г. Волхов. А между реками Волхов и Сясь также велись ремонтные работы, что затрудняло движение.
Итак, по Мурманке мы докатились до Лодейного Поля. Следует отметить, что вблизи этого райцентра построена свежая отличная объездная дорога, с прямо-таки европейскими развязками развязками и точными указателями поворотов и направлений на Лодейное Поле, Тихвин, Подпорожье и др. Кстати, на картах эта развязка ни значится, по крайней мере на этих двухкилометровках, что у нас были изданы в 1993 году. В само Лодейное Поле мы заезжать не стали.
На 238 км трассы М-18, мы свернули, в соответствии с указателем, на Подпорожье, дорогу регионального значения, с маркировкой Р-37. Качество дороги, стало резко хуже, но абсолютно терпимо. Бывает существенно хуже, а здесь возможно ехать со скоростью 100 км. Ну, а больше мы и не жали, тем не менее машины у нас не скоростные. Вокруг Подпорожья, также идет объездная дорога, которая начинается сразу за заправкой «славнефть», у въезда в Подпорожье. Там нужно повернуть направо, есть указатель, на котором значится «вознесенье, Вытегра». Сколько там до Вытегры уже и не помню, но до Вознесенья, куда нам и надо было оставалось, судя по указателю, 97 км.
В Подпорожье, кстати, две заправочных станции. Одна — вышеупомянутая «славнефть», а вторая — классическая советская старомодная заправка с циферблатным указателем заливаемого топлива (в Питере сейчас таких уже давно нет). Но на двух есть Д/т, 76, 92 и 95 бензин. Причем стоимость на обоих одинаковая. На «славнефти» еще есть магазин автозапчастей, который работает каждодневно.
В Подпорожье мы заехали приобрести каких-нибудь булочек, минералки и батареек для фотоаппарата. Заехали и на автовокзал. Привожу расписание движения автобусов до Вознесенья, для тех, кто захочет посетить Онегу без своего автомобиля.
Итак, на Вознесенье автобусы (№ 415) идут три раза в неделю: Ср, Пт в 6:00 и 17:00, Вс — 17:00. Обратно (из Вознесенья) Ср, Пт — 9:00 и 20:00, Вс — 20:00.
Заодно, привожу расписание и на Винницы. Ср, Пт в 7:00 и 18:00, Вс — 18:00. Обратно (из Винниц) Ср, Пт — 9:00 и 21:15, Вс — 21:15. А вовсе, уточнить расписание автобусов в Подпорожье можно на автостанции по телефону 2-23-08.
Дорога позже Подпорожья хуже не стала. Но этот город — последний где действует сотовая связь. Примерно через 15 км от Подпорожья и Мегафон, и Мтс сеть потеряли. Больше мы не пользовались телефонами, до тех пор, пока опять не вернулись к этому городку. Но, забегая вперед, сразу скажу, что, по всей видимости, покрытие сети будет значительно больше. В Юксовичах и Вознесенье поставлены (судя по всему, абсолютно недавно) вышки ретрансляторов. Но самих ретрансляторов на них пока нет.
Дорога Р-37, отмеченная на карте, действительности не соответствует. Сейчас проложено новое, спрямленное шоссе. Так, положим, через такие населенные пункты, как Пертозеро и Гоморовичи дорога не проходит (а по карте это собственно так), к ним показаны отвороты. Радует, что указатели на дороге присутствуют.
Асфальт завершился после спуска перед Юксовским озером, недалеко от деревни с названием Конец. Это на карте так она обозначена. А на самом деле на дороге стоит путевой знак Юксовичи, что объединяет в себя и село Конец, и деревню Соболевщина. Но видно, что здесь активно ведутся путевые работы, и грунтовки осталось всего несколько км. Скоро здесь дорога будет спрямлена и полностью заасфальтирована.
Здесь же, в Юксовичах, а лучше в соседней деревушке Родионово, расположена старинная церковь, о которой необходимо сказать отдельно. Привожу выдержку с сайта Малые города России. Другие миры. «на востоке Ленинградской области, в Подпорожском районе на высоком бугре на восточном берегу крупного Юксовского озера находится самая древняя деревянная постройка в регионе — Георгиевская церковь. Она возникла на свет в 1493 году, и далее реставрировалась и расширялась. От первоначальной строения остался только сруб, который ныне находится в глубине огромных пристроек сделанных в 1632 году. В то время древний сруб был, по сути, обстроен новым, верхняя часть собора стала выше и получила подкрепления в виде столбов. Кроме того, к церкви было пристроено крыльцо, которое, все же, не сохранилось до нашего времени. Изнутри вся постройка разделялась на две части: фактически церковь, которая помещалась внутри сруба 1493 года, и трапезная. Сравнительно не так давно, в начале 70-х годов 20-го века, церковь была отреставрирована и сегодня находится в неплохом состоянии. Более того, реставраторы вернули церкви потерянное крыльцо».
Если кто поедет в те края, советую посетить эту достопримечательность. Крюк от дороги всего пару километров, а может и меньше, и асфальт идет до самой церкви. Место действительно очень интересное. На трассе стоит указатель на Родионово.
Далее на Вытегру идет отличная дорога, спрямленная, с недавно уложенным асфальтом. Ехать по ней — одно наслаждение. Да и дорога фактически пустая. Хочу еще отметить, что там, где обозначено пересечение с узкоколейкой, на деле никакой узкоколейки давно не существует. Но перекресток виден четко и может служить ориентиром. Километров через 9-10 доезжаем до отворота на Вознесенье. На карте обозначена улучшенная грунтовка, но на деле и там уложен асфальт, причем достаточно давно. Висит указатель «вознесенье — 17 км». Итак, мы почти у цели! Километров через 10 мы выскочили на склон, перед деревней Кипрушино (почему-то на путевом указателе значится Шустручей) и отсюда открылся обалденный вид на Онежское озеро и долину Свири. Класс! Здесь мы остановились и сделали фото.
В Вознесенье мы приехали за 20 минут до парома. Паром начинает ходить в 06.20 и завершает в 21.00. «ночует» он на этой стороне Свири. Интервал движения — раз в час, но есть перерыв — в 12 часов парома нет. Есть в 11.20 и 13.00. Еще в Вознесенье есть автозаправка Д/т, 76 и 92, и лавка автозапчастей (по воскресным она не работает). Переправа на пароме занимает около 10 мин и стоит 100 рублей с легкового автомобиля, для пассажиров даром. Для тех, кто желает странствовать в этих местах на автобусах, отмечаю, что ходит автобус по маршруту Петрозаводск — Вознесенье, и Петрозаводск — Вытегра.
Далее мы посетили памятники деревянного зодчества в Щелейках и Гимреке. Побывать в этом регионе и не увидеть эти старинные церкви просто невозможно.
Вот что о них написано на сайте Малые города России. Другие миры:
«село Щелейки понятно тем, что в нем расположена прекраснейшая деревянная церковь Дмитрия Солунского (наверное, ошибка автора — на самом деле на карте церковь значится как «дмитрия Мироточивого»), построенная в 1783 году. Церковь и звонница в данном случае расположены на одной продольной оси. Оба сооружения связаны воедино деревянным мостиком — переходом. Интересно, что нынешнее состояние церковь приобрела после реставрации, которая убрала многие «новшества», внесенные в портрет церкви в веке 19-м. Тогда церковь обшили тесом, покрыли деревянные главки железом.
Гиморецкий погост расположен в селе Гимрека (ударение на первый слог), Ленинградской области, примерно в 4 километрах от границы с Карелией на дороге Петрозаводск — Вознесенье. Название села и, поэтому, погоста происходит от протекающей в этих краях речки Гимрека. Примечательно, что сама речка не течет через село, проходя примерно в километре к северу. Село же расположено на ее безымянном притоке. Над постройками села доминирует занимаемый погостом бугор, отстоящий от дороги метров на 300. Такое положение делает оркестр погоста видимым издалека.
Ансамбль Гиморецкого погоста замечателен многим и, в частности, своей восстановленной деревянной оградой, опоясывающей его территорию. Ограда рубленая и накрыта сверху двускатной крышей. Во многих местах, особенно с западной и северной стороны, ограда сильно заросла; создается впечатление, что она даже немного ушла в землю. В месте, где из села к погосту подходит дорога, в ограде сделаны ворота, близко находится и колокольня. В 19-м веке погост был сильно видоизменен, однако, в конце века 20-го, реставраторы вернули погосту его первоначальный облик.
Центральное положение внутри ограды занимает шатровая Рождественская церковь (1659). К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо. Вся церковь украшена резными деревянными элементами. Посредине восьмерика — резной фронтон, в месте, где четверик переходит в восьмерик — еще один.»
Посмотрев памятники старины в Щелейках и Гимреке, мы проскочили еще километров 20 в Карелию, до села Рыбрека, осмотрев по пути остальные массивы габбро-норритов, но предмет нельзя ли еще где полазить. Но все открытые скальные участки представляли собой карьеры, находящиеся в состоянии исследования, о чем свидетельствует многочисленная техника, находящаяся около этих карьеров. Удобных выездов к Онеге, где можно было бы стать лагерем, мы тоже не разыскали. Покатавшись часа полтора, мы вернулись в Щелейки и поехали к мысу Подщелье, изначально и являвшемся конечной четкой нашего маршрута.
К мысу Подщелье ведет дорога, начинающаяся сразу за церковью и ехать по ней 3 км. Дорога вся посыпана битым камнем, так что даже при наличии глубоких луж, проехать по ней вполне возможно, практически на любой машине. Когда-то на мысе была пристань (она до сих пор обозначена на карте), но теперь от нее уже ничего не осталось. А дорога местами представляет собой насыпь все из того же габбро-норита. По всей видимости здесь, в начале 20 века была проложена узкоколейка, по которой возили валун на пристань, где и грузили на баржи.
Мыс представляет из себя поросшую соснами и березами каменистую гряду, вдающуюся в озеро на несколько сотен метров. На самой оконечности мыса, по все видимости был расположен маяк, от которого в реальное время остался только фундамент. Также здесь есть остатки каких-то земляных сооружений, укрепленных камнями. Рядом с фундаментом маяка, под деревьями, есть стоянка, где вполне возможно расположить несколько палаток. Также стоянка есть метров на двести ближе к основанию мыса, но она менее комфортная.
Некоторый минус стояния на мысу заключается в мощном ветре, который дует почти все время. Но, с другой стороны, этот ветер сдувает комаров и мошку, что тоже немаловажно. Вечером приходилось одеваться потеплее. Стоит спуститься к берегу озера, как ветер пропадает и становится значительно горячее, зато показываются зловредные насекомые.
К северу от мыса расположена небольшая бухта, с замечательным песчаным пляжем, замыкающаяся мысом Чайнаволок, на котором расположен маяк Самбой. Про маяк нужно сказать отдельно. В настоящее время он не действует, но на него вполне можно забраться. Высота его около 25 метров и отсюда открывается превосходный вид. Особенно здорово было подняться на маяк перед заходом солнца и, попивая бренди с лимончиком, говорить о вечном, наблюдая заход солнца. Сам маяк был построен в 1926 году, о чем свидетельствуют числа в бетонном основании этого сооружения. Он представляет собой решетчатую башню, несущей конструкцией которой являются рельсы (вполне возможно — с разобранной узкоколейки), верхняя часть его обшита вагонкой, а на самой вершине находится будка, где и пылал огонь маяка. В целом маяк сохранился хорошо, несмотря на то, что на рельсах стоит клеймо «нов. Рус. Общ. 1915 г.», а в будке не осталось ни одного стекла. В той же будке мы нашли табличку с краткой информацией о последнем смотрителе маяка. Очень романтичная надпись.
Посещение скал мы оставили на следующий день. Хорошенько выспавшись и позавтракав, мы отправились на розыски скал. Сразу отметим, что скал, несмотря на их значительную высоту, с берега не видно. Найти их оказалось нетрудно — мы просто спросили у местных лесорубов, заготавливавших поленья вдоль дороги (несмотря на торжественные дни, что нас удивило), где здесь выходы скал. От главный дороги, если ехать от Щелеек к мысу, примерно через 2 км от шоссе, влево уходит дорога, вот на нее и надо поворачивать. Характерной приметой является несколько здоровенных глыб габбро-норитов, валяющихся у развилки слева от дороги.
Еще 400 метров — и мы у цели. Дорога выводит на полянку, и сквозь вершины деревьев начинают проглядывать серо-бурые скалы. Это место — бывшая каменоломня, о чем свидетельствуют многочисленные следы бура на скалах и заваленные обломками камня рельсы узкоколейки у подножья скал. Вполне возможно, что рельсы разобранной узкоколейки и были использованы при строительстве маяка Самбой.
Вот выдержка из книги К.К. Хазановича «геологические памятники Ленинградской области», где написано о породе, из которой сложены эти скалы: «горная порода называется габбро-норитом. Она состоит из зеленоватого полевого шпата и темного пироксена. Это крепкий и очаровательный камень, особенно после полировки. Наличие у изолированного со всех сторон массива громадных трещин и крутых склонов говорит о том, что история его образования не так уж загадочна и непостижима. По-видимому, в результате вековых колебаний земной коры случился его подъем, об этом говорят относительная свежесть склонов и отсутствие на них отпечатков ледниковой деятельности, столь типичной для этого района».
Подниматься на вершину гряды, проще всего слева от утесов. Сразу от полянки, на которую выводит дорога, нужно забраться по осыпи на небольшую терраску, образованную навалом камней при разработке, высотой около 10 м. Эта терраска, кстати, тянется почти на всем протяжении исследований камня под скалами. Затем можно продолжить движение наверх, поднимаясь по небольшим скалистым уступам, поросшим лесом. Сверху открывается отличный вид на Онежское озеро. Как прояснилось, отсюда видна оконечность мыса Подщелье, на котором был наш лагерь и даже сквозь колышущуюся от ветра зелень, проглядывала белой точкой одна из наших «нив».
Сами скалы символически можно разделить на 2 массива, Но точной границы между ними нет. Левая часть имеет высоту около 45 метров — от верхней бровки скал до террасы, о которой говорилось выше. Скала здесь имеет серый цвет, и стена не сплошь отвесная, а имеет ряд уступов, шириной от 50 см до полутора метров. На определенных из них даже растут небольшие деревца. Отвесные участки имеют высоту не более 5-6 метров. Здесь видно множество следов от бура. Этот участок очевидно был в разработке.
Правый участок скал имеет красноватый оттенок и представляет собой практически отвесную стену без уступов, высотой около 25-27 метров. Пара уступов есть только над самой терраской. Здесь возможно организовать верхнюю страховку при помощи 60-метровой веревки. На этой отвесной стене практически нет зацепок и трещин. Здесь нужно бить шлямбуры, если хочешь подняться «в лоб». Но чуть правее или левее от отвеса (ширина абсолютно отвесной части не более 20 м), есть комфортные выступы и трещины, по которым можно подняться. Использование закладных элементов на этой скале затруднительно, но вполне можно забивать крючья. Наверху множество больших сосен, за которые удобно закреплять веревку.
Внизу, под самыми скалами, есть места для стоянки. Но здесь есть проблемы с водой. Может, безусловно, где-то здесь есть какой-либо источник или ручей, но мы его не видели (хотя, признаться, особенно и не искали). А до Онежского озера все-таки около полутора километров.
На скалы мы потратили два дня, часов по 6-7 каждый день. Хотя, конечно, можно лазить и подольше, но так как мы стояли на берегу, то приходилось расходовать время на навешивание и снятие веревок.
А еще приходилось тратить время на ремонт машины… Да, проблемы с техникой несколько подпортили нам впечатление от поездки. В первый же вечер, мы решили доехать до маяка на машине по берегу. У основания мыса Подщелье есть отворот от основной дороги, который выводит на пляж. Но чтобы доехать до кромки воды нужно проехать метров 30 по рыхлому песку. У «нивы» есть понижающая передача и блокиратор дифференциала, поэтому пересечь песок было вполне возможно. А вдоль самой кромки воды песок плотный и можно легко ехать на любой машине. Песок мы пересекли и поехали вдоль воды. Но тут произошло непредвиденное… Видимо, капли воды залили мотор, машина заглохла, и… отказал стартер.
Попытки завести машину «с толкача», взяв ее на буксир другой «нивой», к успеху не привели. Автомобиль чихал, заводился, но как только останавливались, тут же глох. Да и буксировка по песку — дело неблагодарное. Второй автомобиль иногда начинал зарываться колесами в песок и не мог сдвинуться с места с прицепленным багажом. А о попытке переехать через рыхлый песок до дороги и нечего было мыслить. Помог случай… На другой день утром приехали лесорубы, дрова заготавливать. А с ними пришел бульдозер «беларусь». Этот железный жеребец в два счета выдернул нашу бедную машинку с пляжа и дотянул до дороги. После нескольких часов потраченных на ремонтные работы, прочистку и просушку мотора, удалось достичь более-менее стабильной работы двигателя, но стартер все равно не работал. Машина заводилась только «с толкача». Правда, сейчас ее пихнуть уже могли два мужика — этого хватало, чтобы двигатель завелся. Этого было вполне достаточно, чтобы ехать домой в Питер.
В заключение хочу сказать, что мы взглянули в этих местах далеко не все, и что ехать на восток области нужно на больший срок. Например, если еще углубиться в Карелию, то можно доехать до деревни Шелтозеро (около 30 км от Гимрек), центр Вепсской волости. Там можно посмотреть музей вепсской культуры, работающий с 10 до 17, воскресный — понедельник. Также можно пересечь у Подпорожья Свирь по дамбе и посмотреть старинные церкви в селе Важины, а также Согнинский погост, в деревне Согницы, на берегу реки Важинки, в 15 км к северу от Важин. Да и много иных интересных объектов существуют в этом регионе.

Иннокентий Уханов (санкт-петербург) http://skitalets.ru/trips/2003/sheleyki_uhanov/ind


Треккинг - лучшие туры

В поисках жемчужины Байкала
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (354 голосов)
Loading ... Loading ...
В поисках жемчужины Байкала Байкал
Цена: 29500 руб.
Продолжительность : 7 дней.
Жемчужин у Байкала великое множество, и каждый, кто приезжает на его берег, находит там свою. Всех решивших отправиться на поиски, мы с удовольствием приглашаем в уникальный по своей насыщенности маршрут к Байкальским берегам. Две недели нашей программы позволят Вам увидеть очень ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
Loading ... Loading ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар Африка
Цена: 70500 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Маршрут:Антананариву-Анцирабе-Фианарантсоа - национальный парк Андрингитра - восхождение на вершину г. Имаривуланитра - национальный парк Ишалу - для пляжный отдых в Анакао - ботанический сад Arboretum Мадагаскар - четвертый по величине остров нашей планеты, расположенный в юго - ...

Знакомство с Кабардино-Балкарией.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
Loading ... Loading ...
Знакомство с Кабардино-Балкарией. Кавказ
Цена: 20000 руб.
Продолжительность : 6 дней.
Активное знакомство с двумя красивейшими ущельями центрального Кавказа! Чегемская и Черекская теснины – загадки для потомков и зрелище. Древние оборонительные и родовые башни горцев. «Город мёртвых», мумии долины Фырдык, сокровища и мудрость снежных вершин. Конные прогулки для ...
Сплав-Велотур-Треккинг : Активная неделя-2
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (351 голосов)
Loading ... Loading ...
Сплав-Велотур-Треккинг : Активная неделя-2 Алтай
Цена: 16500 руб.
Продолжительность : 9 дней.
Попробуйте за одну неделю три вида активного отдыха Приглашаем вас прокатиться на велосипедах проселочными дорогами сходить на сплав по Катуни и подняться в горы с рюкзаками Благодаря такому разнообразию мы успеем посетить тайгу горное озеро и перевалы водопады и ...

Пешеходный поход по Крыму Партизанскими тропами
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (351 голосов)
Loading ... Loading ...
Пешеходный поход по Крыму Партизанскими тропами Крым
Цена: 4400 руб.
Продолжительность : 6 дней.
Километраж: 6839 км. Сложность: СреднийСимферополь - Перевальное - Красная пещера - Долгоруковская яйла - Курган Славы - р. Бурульча - плато Орта Сырт - Суат - плато Караби - Метеостанция - Б. ворота - М. Ворота - пер. Каллистон - пер. Алакат - н. Кок Асан - в. Кок Асан - к. Кучук Карасу - пер. Горуча - ...
Велотур по острову Кильдин
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (350 голосов)
Loading ... Loading ...
Велотур по острову Кильдин Мурманская область
Цена: 25000 руб.
Продолжительность : 5 дней.
Остров Кильдин, расположен у Мурманского берега, в нескольких милях к востоку от выхода из Кольского залива. Самый большой из островов, лежащих у Мурманского берега. Остров - загадка! В нем необычно все: название, геология, ландшафты, озера, история освоения, обитатели. У вас есть ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:


Отзывов пока нет, будьте первым.