Главная -> Отчеты -> Сурхарбан.

Фото отсутствует

Сурхарбан.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (313 голосов)
Байкал
Этнографический туризм
Автор :

В поезде, у Эваута не влезли ноги на полку. Он был в восторге от поездов, снимал на станциях составы, вагоны и пассажиров. Я думаю, всякому европейцу интересно проехать по самой длинной железной дороге мира, проходящей практически через весь материк. Наши йоги задурялись на верхних полках, складывались в немыслимые позы. Поезд прибыл в небольшой прибайкальский рыбацкий городишко – Слюдянку. Мы расположились у Жигалова в ночлежке при его минералогическом музее. Музей и его разноцветные камешки был недурен, впрочем наши чужестранцы подверглись дискриминации, с них запросили в три! раза больше денег, чем с нас, за чуток горячюю сауну. Я договорился с машинами, и скоро мы отправились в глубь Саянских гор! Прибыв в бурятскую деревеньку Хойтогол, я попробовал разыскать местных обитателей и коней для перевозки нашего багажа на источники Шумак. Местные сидели группками на улице в рабочее время и на вид были совершенно не адекватные. Они слегка покачивались, что-то говорили на своем языке и были пьяны, наверное ещё с сотворения мира. Один проворный субъект по имени Юрий, подъехав на мопеде, посулил достать лошадей. Я неприятно был изумлен возросшей ценой. Бурят развратили богатые путешественники и туристы иностранцы. Как оказалось в последствии, стоимость растет год от года, и давно стала выше чем за такие же услуги на Алтае. Наш бурятский новый друг Юрий подогнал машину с железной будкой с надписью хлеб. Закрыв в непроглядно темном фургоне нас повезли туда, где по всей видимости и обретались искомые лошади на отдаленной ферме. По пути кое-кому не хватило свежего воздуха, и народ высказал предположение, что злые, ужасные буряты желают нас погубить таким способом. На что я отвечал, что метод весьма нелепый. Бензина не хватит. Прибыв на ферму, Юрий в конце концов раскрыл свою нехорошую сущность. Он был дилер, и пытался нам подсунуть негодных лошадей. Лошади были не подкованные и не могли перейти через альпийский перевал, имеющий к тому же трудность 1а и высоту 2700 метров. Попрощавшись с Юрием, занялись приготовлением пищи. Я тем временем добыл необходимых лошадей. Лошади обещали быть только к вечеру. Йоги, пообедав, занялись тренировками. Солнце жарило. Вокруг расстилался монгольский пейзаж. Равнина, и на горизонте голубой стеной стояли горы. Буряты, как ни странно, не проявляли особого интереса к йогам, хотя они вытворяли немыслимое со своим телом. Лошади вскоре прибыли со своими юными провожатыми. Уже в 22 часа мы вышли на маршрут. Солнце, как ни странно было ещё высоко и светило ярко. Затем дорога резко пошла в гору, неожиданно наступила тьма, и мы как-то резко утомились. Но здесь на наше счастье показалась стоянка. Сараи в темноте были освещены светом костров. Вокруг колеблющегося пламени сидели раскосоглазые люди, ржали лошади, горы призрачными громадами угадывались вблизи. Полная дикость. Наши провожатые повстречали товарищей, подпили и начали слегка бузить. Еле утолкали их спать. На утро, конюхи оказались весьма спокойными, приветливыми и услужливыми молодыми людьми. Как удивителен трезвый бурят!
Днем, когда осталось преодолеть только перевальный взлет, погода резко стала хуже. Началась пурга, пошел снег. Вокруг ничего не было видно. Только валун и снег, и дорожка как назло лезет круто в каменное никуда. Самая юная участница заскучала в ярко выраженной форме. Успокоив её и объяснив, что это не насовсем, полезли вверх. На перевале узрели кресты и незабываемые знаки, тем, кому не посчастливилось перейти это препятствие. Недалеко стоит обо, молитвенный шест с подношениями. В виде подношений выступает всякие ненужные туристам, и, вероятно нужные хранителю перевала, вещи. В целом, Хангай, фантастический страж перевала, в целом благоволит людям. Однако несколько лет лежал на склоне скелет лошади. Наутро непогода рассеялась. Вероятно Хангай удовлетворился нашими подарками. Стоянка была около изумительного водопада метров 30 высотой. Решили принять ранний душ. Водопад бьет по голове и телу пудовыми молотами, вода ледяная, однако как вылезешь на солнышко, так радость просыпается по всему телу. Освежившись, отправились вниз к лечебным источникам Шумак. Здесь около 200 минеральных источников удивительной силы. Есть радоновые и грязевые ванны и даже источник от рака. Поэтому сюда устремляются паломники со всего света. Как-то раз даже я наблюдал прилет высокопоставленного японского священника. Прибыв на место, заняли деревянное зимовье с гордой надписью пансионат. Вокруг лежал дикий курорт. Одно из немногих мест, куда пока не добралась цивилизация. Здесь не понастроили каменных купалок, популярных профилакториев. Внизу, в Ниловой Пустыни, где вода меньше по силе, давно уже нет свободного выхода минеральной воды. Вся вода в скважинах и за деньги. На источниках Шумак любой желающий может принимать даром радоновые ванны, пить минеральную воду тоже совершенно бесплатно и сколько влезет. Бог всем дает воду бесплатно. Учеными, удивительные качества местной воды изучены, и вода рекомендована к употреблению. В сочетании с поразительным горным воздухом, это дает выраженный предупредительный и целебный результат. Поэтому данная местность представляет интерес для туриста. Высота долины 1500 метров над уровнем воды в океане. Вокруг Саянские горы. Недалеко, лежит Монголия, а дальше Тибет. Культура Тибета дошла и до этих мест. Буряты и местные горные племена это один, искусственно разделенный народ — монголы. Источники и камни украшены надписями на тибетском языке. Буддийские Монастыри и дацаны Ламаистского толка. На источниках стоит небольшой бурятский дацан (молельный дом), гигантский православный крест.
Приняли радоновые ванны, чувство от пяти минут ванн, как позже 2 часов неплохой сауны. Лечили глаза и пили, пили из разнообразных источников. Около каждого источника надпись, для какого органа он полезен и подношения от излечившихся. Каждый источник различный на вкус.
Раз в году на источниках Шумак устраивается спортивный народный праздник Сурхарбан. Обычно он состоит из разнообразных спортивных конкурсов, включая монгольскую борьбу, якутские прыжки, канадское кидание бревна, самодеятельность и всякие остальные интересные соревнования.
Каждый день йоги тренировались на берегу реки Шумак, под легкой прохладной тенью голубых елей. Ночью неземная луна освещала старые горы.
В день 7 июля сходили к действующему шаманскому капищу Хуухэйн Хада. Капище расположено напротив интересного природного объекта – колоссальные каменные столбы в виде замка на другой стороне реки. Хозяин (или хозяйка) данной местности благоволила к деторождению. Поэтому на капище масса игрушек и поделок местных умельцев. Мы оставили свои гостинцы и как ни странно, немного спустя у определенных из нас возникли дети. Щит недалеко от капища предупреждает – Долина Шаманов!
Одна барышня наша, запев какую-то русалочью песню, забралась в реку Шумак и сплавлялась по ней без употребления вспомогательных средств, то есть самоплавом. Проплыв метров 300, она вылезала на берег, отправлялась вверх по течению и повторяла маневр. Сказывался праздник Ивана Купала. Река была прохладна и бурлива, хоть и по колено.
Вечером устроили прыжки через огонь и вечерний концерт.
На следующий день немного потренировались перед соревнованиями. Ребята увлеклись борьбой, и Костя испортил слега плечо Эвауту. Так, состязания ещё не начались, а жертвы уже были. На торжестве было свыше двухсот человек. Прошли разные конкурсы и наконец заявили борьбу. Хотя мы взвешивались до этого момента, оказалось, что состязания проходят в абсолютной категории. Вот вызвали меня. Затем противника. Я взглянул на него и засмеялся. Передо мной стоял двухметровый бурят массой 120 кг, против моих 60. Однако я смело ринулся в бой. Покружив немного и поборовшись, бурят приподнял меня на воздух и аккуратно положил, за что я был ему признателен. Другие наши участники были немного успешнее. Константин показал, что не зря калечил голландца, и завалил таки одного бурята. Эваут же оказался чемпионом Нидерландов по бегу с преградами и успешно принял участие в соревновании по якутским прыжкам. Наши украинцы удовольствовались ролью активных наблюдателей. Вечером мы наслаждались импровизированным концертом, реальными бурятскими песнями и даже сами исполнили массовую оральную песню. Особенно понравилась мне песня про сухандали (сагаан даля), редкую травку, растущую только в Восточных Саянах и на Камчатке. По научному она называется Рододендрон Адамса и при употреблении в виде заварки внутрь, оказывает мощное биостимулирующее действие. Действие выражается в виде поднятия настроения, порой настолько сильного, что хочется хохотать и делать глупости…
Праздник в целом показал свою народную (не показушную туристическую) сущность. Люди радовались и веселились, принимать участие можно было всем, посему он безусловно интересен для путешественника.
Отдохнув и полечившись, отправились в обратный путь… Спасибо Шумак! На обратной дороге, не справившись с впечатлениями, наш друг ушел по ошибке к другому перевалу. Однако быстро исправился и догнал нас к вечерней стоянке. Недалеко от нас спал американец со своим бурятским проводником. Проводник, обрадованный, подсел к нам и услаждал наш слух песнями под гитару своего сочинения, по типу о чем вижу о том пою. Спустившись вниз посетили ещё одно священное место бурят. В незапамятные времена, с неба упал бог, и с этих пор песок в этом месте удивительный, дает мужскую силу. Сначала тут ворожили шаманы, теперь буддийский дацан. Красивое святилище по чувствам уступает небольшему невзрачному дацану на Шумаке. Не зря иерархи буддийские летят и едут на Шумак. Набрав на всякий эпизод песка для мужчин, отправились в Нилову Пустынь, сели на автобус, и вот мы уже в Слюдянке. Нищета и убожество изрек голландец Эваут на чисто русском языке, наблюдаю спившихся рыболовов.
Наше путешествие по священным местам продолжилось. Мы отправились в Улан Удэ в основную Буддийскую Сангху Росии Иволгинский дацан. Это комплекс храмов с жилищами для монахов. Приехав в дацан, оказалось, что попали на главное богослужение. Храм украшен изнутри полотняными разноцветными колоннами. В центре золотая фигура Будды, по бокам какие то божества, кругом пылают масляные плошки. Все ламы во главе с самым основным сидели за длинным столом и пели глубокими низкими голосами вводящими в транс. Изредка, один лама начинал трещать трещоткой и гудеть в гигантскую трубу пробуждая успевших заснуть. Приехал автобус с тетками Орифлейм. Они показали свою дикую базарную сущность, орали в храме, покупая какие-то безделушки. Однако ламы были невозмутимы и продолжали службу. В другом храме, где вовсе не было гостей, 2 монаха читали какие-то молитвы. Вообще в этом храме священники показали свою терпимость. Устав от службы, мы возлегли на траве перед храмом. Пошел дождь и нам пришлось перебазироваться на веранду собора. Мы лежали на ковриках, некоторые уснули. Проходили ламы, экскурсии, однако никто нам не сказал ни слова. Однако когда йоги решили позаниматься напротив главного храма, упорству монахов, наверное, пришел конец. Один подошедши к нам, сказал, что не стоит заниматься в храме практикой, ибо немало обыкновенных посетителей мирян смотрящих на вас, а за забором – и он показал рукой, так много места. Пока йоги занимались, Эваут посетил пристанище реального шамана.
Посетили баню советского образца в Улан Удэ. В бане мылись одни буряты. Эваут, как подлинный фотограф, изъявил намерение запечатлеть процесс помывки бурятского тела. Объявил всем, но народ оказался равнодушным. Дескать, делай что хочешь. И наконец приехав в г. Слюдянку, отправились домой. Впечатлений безусловно масса, буряты добрые (если не пьяные), Горы великолепные, капища шаманские реальные, источники минеральные просто сверх. Байкал вообще вне всяких сопоставлений. Это было реальное погружение в джунгли Восточных Саян.

эн damaslov@mail.ru

Этнографический туризм - лучшие туры

В поисках жемчужины Байкала
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (354 голосов)
В поисках жемчужины Байкала Байкал
Цена: 29500 руб.
Продолжительность : 7 дней.
Жемчужин у Байкала великое множество, и каждый, кто приезжает на его берег, находит там свою. Всех решивших отправиться на поиски, мы с удовольствием приглашаем в уникальный по своей насыщенности маршрут к Байкальским берегам. Две недели нашей программы позволят Вам увидеть очень ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар Африка
Цена: 70500 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Маршрут:Антананариву-Анцирабе-Фианарантсоа - национальный парк Андрингитра - восхождение на вершину г. Имаривуланитра - национальный парк Ишалу - для пляжный отдых в Анакао - ботанический сад Arboretum Мадагаскар - четвертый по величине остров нашей планеты, расположенный в юго - ...

Исследуем Шпицберген
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (349 голосов)
Исследуем Шпицберген Антарктида, Западная Европа
Цена: 249000 руб.
Продолжительность : 9 дней.
Эта экспедиция даёт вам возможность увидеть всё разнообразие арктической природы остроконечные горы и ледники западного Шпицбергена плато и плоскогорья северной части архипелага. На протяжении маршрута возможны встречи китов белых медведей тюленей моржей песцов северных ...
Русская пастораль
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (346 голосов)
Русская пастораль Рязанская область
Цена: 6500 руб.
Продолжительность : 3 дней.
В этом путешествии нас ждет погружение в старинный жизненный уклад жителей Кадомского края. Классический деревенский и сельский туризм. Мы увидим вещи, которыми крестьяне пользовались в быту, поплетем лапти, если повезет с дождями - сходим по грибы, посетим древнейший промысел ...

Джип-тур. Алтай Монголия
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (342 голосов)
Джип-тур. Алтай Монголия Алтай, Азия
Цена: 65000 руб.
Продолжительность : 12 дней.
Это путешествие – замечательная возможность увидеть как, Русский, так и Монгольский Алтай. Вы побываете на плато Укок – плоскогорье, находящееся на самом юге Горного Алтая, на стыке границ России, Китая, Монголии и Казахстана. Учитывая выдающиеся природные характеристики ...
Экотур по Перу Полет кондора
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (339 голосов)
Экотур по Перу Полет кондора Южная Америка
Цена: 166500 руб.
Продолжительность : 12 дней.
Лима острова Бальестас мини-Галапагосы пустыня Наска г.Арекипа каньон Колка - наблюдение кондоров г.Пуно оз. Титикака плавучие острова Урос г.Куско Затерянный город инков Мачу-ПикчуДля желающих - дополнительные программы: к шаманам Амазонии Икитос о.Пасхи Галапагосские острова ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:

Отзывов пока нет, будьте первым.