Главная -> Отчеты -> Уйти нельзя. Обидите.

Фото отсутствует

Уйти нельзя. Обидите.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (361 голосов)
Loading ... Loading ...
Узбекистан
Народные промыслы
Автор :

С) Андрей Фатющенко, журнал «вокруг Света», 2003 год

В Самарканде у нас сейчас есть друг (по-местному «укешка») — Зафар. Перед тем как ехать в Самарканд, я стал разыскивать там знакомых и позвонил другу Мише, оттого что у него всюду есть свои люди. Миша был в Киеве и, сказав: «конечно!», позвонил в Казахстан своему другу Амантаю. «разумеется!» — ответил тот и позвонил в Ташкент своему знакомому Фуркату. Фуркат сказал: «все будет, как нужно!» и позвонил брату Зафару в Самарканд. Как видите, очень близкие отношения. Я, спросил у Миши: «а ты уверен, что нам там помогут?» Он ответил: «это Средняя Азия, там друг — это свято».

Зафар повстречал нас в аэропорту и возил везде, куда могла и не могла проехать машина. Платил за нас там, где успевал предупредить официанта не приносить нам счет, — то есть везде. А заодно управлял по телефону кондитерской фабрикой, на которой он оказался директором и где как раз в этот миг разрушилась Главная Деталь. А еще воспитывал троих сыновей, принимал гостей и сам ходил в гости. Зафар помимо узбекского говорит по-таджикски и по-русски, как на родных языках. Зафар почитает старших — он называет своих родителей только на «вы» и, разыскав себе невесту, 2 года ждал, пока его старший брат Фуркат не повенчался. Зафар-ака («ака» — это почтительно «старший брат») исполняет все нравы и ходит на все свадьбы, куда зовут. Мы немало общались с Зафаром. Пригласили его в Москву (хотя в душе и дрожали при идеи, что у него начнут спрашивать на улице документы). И наш диалог не окончен, посему не изумляйтесь, что его комментарии будут показываться в этом коротком рассказе о Самарканде. Цель нашей поездки была простой — разыскать то главное, что существует во всяком народе и не зависит от политики нынешнего дня. Мы желали узнать, насколько мирно сосуществуют в Самарканде столь различные народы — узбеки, таджики, корейцы, иранцы, русские, цыгане и многие-многие остальные. Уезжая, мы подняли тост не за дружбу между народами, а за то, что мы — один народ. Нам говорили, как помогала Узбекистану Россия, однако теперь нам кажется, что мы должны многому учиться у его обитателей. А пока постараемся понять, что главное в жизни самаркандца.

Религия. Имам. Имам Мелик-зоде Мустафакул принял нас благодаря почитаемому Анвар-ака, человеку, который очень помог нам в Самарканде. Имам только что прочитал проповедь и идеями был сначала далеко от нас. Журналисты явно не являются его обожаемыми собеседниками. Но потихоньку беседа завязалась, на столе возникли сначала чай, потом хлеб. Он говорил спокойно и искренне: «я окончил среднюю школу — 7 классов. В колхозе работал, а то землю бы отобрали. Был трактористом, комбайнером. У меня даже был похвальный лист. И сейчас обожаю машину водить, могу и двигатель отремонтировать. Окончил вечернюю школу и поступил в Бухарскую духовную семинарию — в то время она была единственная в Ссср. Набор был всего 40 человек в год, и это для всех республик. Сложно ли туда было поступить? Конечно, сложно — в своей республике надо было пройти отбор. Там я отучился 7-мь лет. Помимо занятий по религиозным предметам в семинарии было хорошо поставлено обучение языкам — я выучил арабский, английский, русский, узбекский, фарси. В 1971-м в Ташкенте открылся Исламский институт. Я там был 4 года. В 1972 году присутствовал на открытии к 1200-летнему годовщине нашей святыни — гробницы имама Аль-бухари. В мечети Ходжа-зуд-мурод, основанной 1 200 лет назад, где мы сейчас находимся, я работал много лет. Затем, в 1991 году, стал основным имамом Самаркандской области. А сейчас я опять тут. Это самая старая мечеть. После революции здесь было общежитие для интернированных поляков. Заново ее открыли в 1942 году. В советское время в области было 7 мечетей, а сейчас больше сотни. У меня 6-ть детей — четверо сыновей и две девочки. Девять внуков. Старший сын завершил Исламский институт в Ташкенте. Пошел по моим стопам. Другой сын — адвокат. Вообще, религия обязана сочетаться с трудом. Если я имам и не ухаживаю за бараном — я скверный человек. Люди должны жить мирно. У меня 2 брата коммунисты были. Мы друг другу не мешали».

Ишаны Среди жителей Узбекистана есть оригинальная каста. Это «ишаны» — потомки Пророка Мухаммеда. «ишан» переводится как «тот человек». В прошлом «те люди» несли ислам в народ. Сейчас ишаны пользуются почтением в обществе. Мы беседовали с многими из них. Кто-то работает имамом в мечети, кто-то на заводе, кто-то бизнесмен. Вообще, ишанов достаточно много, и большинство из них растворены в народной массе. Определить то, что человек — ишан, можно по его имени, оно всегда заканчивается на слово «хон». Ишаны могут вступать в брак только на таких же потомках Пророка, как и они. Это даже создает проблемы — некоторые барышни из рода ишанов так и остаются незамужними. Ишанов почитают — на торжестве его посадят на почетное место, а обращаются к нему не по имени, а «ишан-бобо». Генеалогическое древо хранится у старейшины рода, ишанов называют «ок суяк», что значит «белая кость». Как уверяли нас встреченные ишаны, их обычаи ничем не отличаются от обычаев обыкновенных людей, помимо того, что все ишаны должны стремиться исполнять заповеди Пророка строже, чем прочие, и служить примером для всех. Звание «ишан» можно заслужить достойной жизнью, но потомственным оно не станет. Для этого надо быть потомком Пророка.

Святыни Как утверждает местная сказка, в Самарканде, в одном из мавзолеев архитектурного комплекса Шахи-зинда («живой царь»), похоронен Кусам ибн Аббас — двоюродный брат пророка Мухаммеда. Это очень почитаемое место паломничества. Гиды в Шахи-зинде поведают вам, что Кусам ибн Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был уничтожен зороастрийцами во время молитвы (а некоторые историки на это увидели, что Кусам ибн Аббас в Самарканде никогда не был). Предание гласит, что он взял в руки свою голову, чтобы показать бессмертие. Больше всего паломников приходит сюда перед торжеством Курбан-хаид. Другая святыня — гробница имама Аль-бухари (полное имя Мухаммед ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Аль-мугира ибн Бардизбах Абу Абдаллах Аль-джуфи Аль-бухари) — является одной из основных святынь всех суннитов мира. Имам Аль-бухари собрал и отредактировал священные для мусульман тексты — хадисы (предания, основанные на ситуациях из жизни или каком-нибудь изречении Пророка). Этот сборник хадисов «ас-сахих» все еще является одним из важнейших в классическом исламе. Имам Аль-бухари родился в Бухаре в 810 году. С 9 лет он начал изучать хадисы, которых в этом случае было великое множество. В 16 лет он совершил хадж в Мекку, где 4 года беседовал с местными богословами и изучал хадисы. Всю свою жизнь он собирал и изучал их с целью отобрать «безупречные». Он проверял источники хадисов вплоть до людей, лично видевших Пророка, кроме того, ему был сильно важен нравственный облик рассказчика. За жизнь он собрал около 600 тысяч хадисов, из которых только менее 7 400 были признаны им «подлинными». Скончался он в селении Хартанга недалеко от Самарканда в 870 году. Его могила является одним из главных мест паломничества в Узбекистане. Посещение трех самаркандских святынь — Аль-бухари, Шахи-зинда и Рухабад (место захоронения Бурханаддина Сагараджи, магия Xiv века) — в течение одного дня в Самарканде называют малый хадж. Вообще в Самарканде и вблизи него очень много святых мест. По дороге в Аль-бухари есть могила Махдуми Агзама, продолжателя учения Накшбандийа (могила Накшбанда — основателя популярного суфийского ордена, — расположенная недалеко от Бухары, еще одна святыня Узбекистана). На этом же кладбище похоронены 14 правителей стран, которые приняли его учение. Махдуми Агзам считается с этих пор покровителем правителей. О нем есть прекрасная легенда, которую сообщил ишан Хабибуллохон. Ему сорок лет, он мулла в мечети при кладбище (окончание «хон» в его имени свидетельствует о 36—37-м поколении от Пророка). «как понятно, мусульманам надо читать молитву в день 5 раз. Так вот, две утренние молитвы Махдуми Агзам читал в Мекке, а три остальные — уже здесь. Его глашатай все время умолял взять его с собой в Мекку, а Махдуми Агзам отказывал. Но глашатай упорствовал. Тогда Махдуми Агзам сказал: «хорошо, я возьму тебя с собой. Закрой глаза, возьми подол моего халата и не открывай глаза». Глашатай, не сдержав обещания, открыл глаза и оказался в Иране. Там его взяли как вора в полицию, мешраб. По возвращении из Мекки Махдуми не разыскал своего глашатая а, поискав, обнаружил его в Иране привязанным к чинаре. Тогда Махдуми выдернул чинару вместе с глашатаем и перенес их сюда. Вот она здесь. Всего было 14 чинар, сейчас осталась одна — кто проползет через гигантское дупло у ее подножья, у того осуществится сокровенное желание». В самом Самарканде есть еще одна святыня — могила имама Аль-мотуриди. Он был похоронен здесь в 944 году, но и до него в этом месте хоронили самых достойных людей. При раскопках в 2000 году здесь разыскали 7 слоев захоронений. Это нам рассказал 36-летний Махмидхон Мухтаров. «здесь лежат самые, самые святые. Кладбище называется «чокардиза», что в переводе означает «солдаты крепости» — отсюда встанут воины Аллаха во время последней битвы со злом. В 1947 году это кладбище сравняли с землей, нашли гробницу не так давно, а для публики открыли 17 ноября 2000 года. Археологи, которые производили раскопки, были поражены: в самых нижних пластах кости сохранились великолепно. Люди в прошлом были абсолютно не такие, как сейчас: гораздо больше — черепа в первых слоях в 2 раза больше сегодняшних. Аль-мотуриди боролся за чистоту ислама, поэтому это место свято».

Махалля Махалля — это соседская община. Это и территориальное, и общественное понятие. Размер ее может быть самый различный — мы были в той, в которой жили 260 семей, 962 человека. А есть махалли по 500 семей и более. Если взять средние размеры семьи, то в махалле в 500 семьях живет от 2 000 до 3 000 тысяч человек. В Самарканде существуют ярко выраженные национальные махалли. Путешествуя по городу, можно попасть и в таджикскую, и в иранскую, и в цыганскую соседские общины. Происхождение махалли теряется в глубине веков. Сейчас она является ключевой ячейкой, оплотом узбекского общества и получает все больше власти и политической значимости (2003 год объявлен в Узбекистане «годом обновленной махалли»). Махалля имеет свой центр — это чайхана. Многие думают, что чайхана — это кафе, где можно попить чаю. На самом деле это оригинальный объединение. Тут собираются старики, люди среднего возраста и обсуждают насущные проблемы. Женщинам там появляться не принято. В чайхане же обыкновенно размещается офис председателя махаллинского комитета. Это выборная должность сроком на 2,5 года. В сегодняшние времена председатель получает зарплату от государства (размер ее везде разный, но в тех местах, где мы были, она составляла 14 тысяч сумов, около 12 долларов). На эту сумму, безусловно, не прожить, поэтому обычно председатель или работает где-то еще, или получает пенсию. Впрочем, главное здесь не зарплата, а почитание — раньше председатели работали на общественных началах. Зарплату еще получают секретарь, педагог-воспитатель и серьезный за порядок. В компетенцию махалли входят организация и проведение главных в Узбекистане событий: свадеб, похорон, обрезаний и прочее. Махалля дает посуду, порой помещение для проведения мероприятия. Член махаллинского комитета, отвечающий за торжества, стремится решить все организационные вопросы. А их много: самая небольшая женитьба — это 200—300 человек. Их всех надо позвать, накормить, проводить. Похороны — это другое существенное и трудное мероприятие, настоятельно просящее неукоснительного соблюдения всех традиций. Здесь без махалли никак не обойтись. Еще одно важное направление деятельности махалли — воспитание подрастающего поколения и поддержание традиций в глубине общины. Любой аксакал («белая борода») может сделать замечание неправильно ведущему себя юному человеку, а также указать на это его родителям. И родители должны быть ему за это признательны. Кроме того, есть в махалле и особая должность воспитателя: этот человек помогает в воспитании «трудных подростков», он же организует спортивные соревнования, конкурсы и прочее. Семейные скандалы, если они вырываются за пределы дома, что случается крайне редко, также могут обсуждаться в махаллинском комитете. Если и там инцидент не был разрешен, только тогда наступает очередь суда. Комитет несет на себе и некоторые судейские функции в улаживании мелких бытовых инцидентов. Решения его обычно выполняются — нет ничего хуже оказаться вне махалли… Через махаллю теперь стали распределять пособия малоимущим семьям. Через нее же из собранных общественных средств осуществляется помощь сиротам. Махалля отвечает также за благоустройство территории, а сейчас еще и собирает оплату за коммунальные услуги. Все, независимо от ранга (с определенными оговорками), подчиняются ее решениям. Не пригласить целую свою махаллю на свадьбу — это ужасный стыд, не знаю, бывает ли такое вовсе. Более того, если человек переехал в иную махаллю, он должен пригласить и предыдущую, и сегодняшнюю. Для большинства из нас, живущих в Москве, где на свадьбу могут прийти два человека, считая брачующихся, все это может показаться утопией, но в Узбекистане — это ежедневная, типичная жизнь, где традиции неукоснительно соблюдаются. Там говорят: «человек рождается и живет в махалле. И махалля провожает его в последней путь».

Праздники «зафар-ака, а часто ты ходишь на свадьбы?» — спросили мы. «30—40 раз в году, это минимум». — «как же ты успеваешь?» — «а вот так. Летом по 2—3 приглашения в день, а еще ранний плов… Но не прийти нельзя — обидишь». «праздник, который всегда с тобой» — это обязано быть сказано не про Париж, а про Узбекистан. Там праздники включены в распорядок жизни и являются чуть ли не главным элементом этой жизни. «узбек живет из-за свадьбы», — сказал Зафар-ака. Мы не поверили. Он объяснил: «представьте, у меня три сына и каждого надо женить. Чтобы сделать обыкновенную свадьбу, надо работать на нее много лет, потом много одолжить, а потом всю жизнь выплачивать долги». К этому необходимо прибавить свадьбы, которые узбек должен посетить (как вы не забывайте, в год 30—40 и более) и подарить гостинец. Потом — обрезания, похороны — так может не остаться времени на работу. В таких условиях праздники должны быть строго регламентированы обычаями. Помимо главных — обрезание, свадьба и похороны, — существует еще множество мелких. Поэтому слово «туй», которое переводится как «праздник», — очень важное в Узбекистане. Есть «праздник зубов» — когда у ребенка прорезаются 1-ые зубки, «праздник ног» — когда он начинает ходить, «солдат туй» — когда солдат возвращается из армии, и так далее. Слово «туй» значит и просто «свадьба», так что сначала нам перевели все праздники как «свадьба зубов», «свадьба ног». Звучит сначала непривычно, но потом начинает нравиться. Во время главных мероприятий приход гостей осуществляется в два этапа. Первый — «утренний плов» — самая массовая часть праздника (свадьбы или обрезания). Зовут всех, в том числе самых отдаленно знакомых. С 5 до 7 часов утра (в различных городах по-всякому, в Самарканде, положим, после, чем в Ташкенте) угощают пловом всех знакомых. Не прийти — значит обидеть. Обязательно нужно прийти, попробовать плов, захотеть счастья и по возможности подарить подарок. Приходят от 300 человек (в небольших городках) до 5 000 (в Ташкенте). Второй этап — это фактически торжество. На него приходит меньше гостей, чем на утренний плов. И подарок надо избрать получше. Часто, правда, дарят деньги. Это тем более оправдано дороговизной аналогичных мероприятий.

Купкари Во время свадьбы или праздника обрезания могут устроить купкари — соревнование на лошадях. Мы попали на такое мероприятие. Живая орава окружает поле. Зрители сидят на подогнанных грузовиках. В круге близко с грузовиком инициаторов состязаний — колышащаяся масса коней и людей. Люди держат в зубах плетки и тянут руки навстречу барану, который взлетает в воздух с грузовика. Кто довезет барана до грузовика с другой стороны, получает приз в 5 тысяч сумов (около 5 долларов). И так все время, пока не будет разыгран основной приз — жеребенок. Схватив барана, группа всадников несется на ораву, которая разбегается в разные стороны. Это тоже часть представления. Зазевался — пеняй на себя, никто тормозить не будет (я основательно получил от лошади, когда пытался заснять это на камеру). Энергия разливается по полю, жеребцы кусают друг друга, баран взлетает в небо… А как скачут всадники! Этому научиться нельзя — надо родиться в седле.

Еда — Зафар-ака, а куда мы едем? — Обедать… Я хочу, чтобы вы попробовали барра — двухдневного ягненка. Из них шкурки заготавливают, потом шапки делают — каракуль, а мясо очень вкусное. — Зафар-ака, мы же хотели на 5 минут зайти в кафе перекусить, а теперь, кажется, уже из Самарканда выезжаем… — Так всеже самые вкусные за городом… Всего 5 минут. — Зафар-ака, мы уже тридцать минут едем. — Тут рядом. Скоро уже приедем. Будет вкусно. Еда в Узбекистане не просто пища — это священнодействие. Поскольку в Самарканде живет очень много разных народностей, национальные кухни, во-первых, конкурируют друг с другом, во-вторых, берут друг от друга лучшее. Предметом особой гордости в Самарканде, конечно, являются плов и известные лепешки. Настоящие самаркандские лепешки готовятся в тандыре (печи). Они плотные, очень длительно хранятся и очень вкусно пахнут. Существовала даже такая традиция — солдат, перед тем как уйти в армию, откусывал кусок от лепешки, позже чего ее, надкусанную, вешали на стену. Это было залогом возвращения. Когда солдат через 2 года возвращался в родной дом, лепешку снимали со стены, смахивали с нее пыль, а затем разогревали с водой и ее надо было всю съесть. Самаркандцы утверждают, что если взять того же повара, эти же продукты, тот же тандыр и уехать из Самарканда — такой лепешки не получится. «воздух здесь особенный…» — вздыхают они. Лепешки — важная составляющая как обыкновенного стола, так и многочисленных ритуалов. Во время помолвки собственно после того, как две лепешки сломаны, суженый и невеста считаются обрученными. Понятно, что в каждом городе именно свои лепешки считаются лучшими. Когда Зафар-ака похвалил самаркандские лепешки в Бухаре, мы стали очевидцами долгого ожесточенного спора, во время которого барышня из Бухары сравнила самаркандские лепешки с кирпичом, а бухарские поэтому с воздухом. Зафар-ака отбивал атаки с очевидным чувством преимущества, но, как только девушка отвернулась, приобрел 3 бухарские лепешки. «у нас традиция — если ты прибываешь в другой город, надо приобрести хлеб домой», — объяснил он. Повседневное и одновременно ритуальное блюдо — это, конечно, плов. Основным соперником самаркандского плова является плов ферганский. Самаркандский подается пластами — внизу белый рис, потом красная морковка, а сверху — мясо, ферганский же — перемешивается. Самаркандцы считают, что их плов более очаровательный и диетический, а ферганцы просто говорят, что их вкуснее. С нашей точки зрения, правы и те, и другие.

В будничной жизни плов кушают только в 1-ой половине дня, то есть до 12 часов, в половине 1-го он уже заканчивается. Это очень трудная еда, поэтому на ночь ее есть нам не советовали. Но мы все равно ели: плов — это торжественное блюдо и его подают на свадьбах в самом конце или готовят специально для дорогих гостей. «настоящий плов должны готовить только реальные мужчины», — говорили нам наши друзья и глядели со значением. Не только готовить, но и есть плов надо тоже особым образом: например, если вы пришли на утренний плов на поминки, то, как вы едите, зависит от возраста человека. Если покойный скончался в пожилом возрасте — весь плов надо съесть до конца — это значит, что и вы доживете до этого возраста. Если человек умер юным — надо съесть всего две-три ложки. Другое блюдо, которое знает каждый узбек, — сумалляк. И это не просто блюдо, это праздник. Готовят его только дамы, и процесс варки занимает 24 часа. Для его приготовления собираются несколько женщин, так как сумалляк надо непрерывно перемешивать, ни на минуту не останавливаясь.

Мастер В Узбекистане традиции всегда составляли неотъемлемую часть жизни. По этой причине там остались и настоящие мастера-ремесленники. Помимо ширпотребного производства, очень распространенного, есть в этой стране и настоящие знатоки своего дела. Мы разыскивали резчика по дереву, и нам посчастливилось — нашли реального мастера. Усто (мастер) Шукурилло, 54 года, окружен учениками, сам же он научился у мастера, который был резчиком по дереву в седьмом поколении. Он и его ученики вырезали колонны и ворота для самых популярных мечетей. Чтобы изготовить резные ворота, нужно 2—3 месяца тщательного труда. Чтобы сделать нарды — 25 дней. Сам знаток, начав учиться поздно, 14-летним, ходил в учениках 8 лет. Потом 28 лет проработал вместе с преподавателем. «откуда вы знаете, что ученик готов стать мастером?» — допытывались мы. «но это же сразу видно, — изумлялся усто. — Я, например, как учу? Беру с дерева лист, роняю его на землю и говорю ученику: вырежи. Если вырезал и похоже, значит, скоро будет мастером»…

Рассказывая о резчике по дереву, я поймал себя на мысли, что это может прозвучать обыденно. Мне тоже было как-то скучновато до того момента, как усто сказал про лист. Тогда я взглянул на дверь и внезапно увидел, что листья на деревянной двери как будто упали с дерева, и уже не мог оторваться — разглядывал и гладил эти листики. «меня здесь в Америку звали, — сказал мастер, — а я не поехал. Что мне там делать? Воздух не тот». И посмотрел хитро-хитро. Наверно, в Америке не так листья падают…

Гость А еще мы попали на свадьбу в небольшой кишлак под городом Ургут. Это были совсем незнакомые нам люди. Однако отец суженого незамедлительно посадил нас на самое почетное место, и нас стали кормить как самых дорогих гостей. Узнав, что мы из «вокруг света» и хотели бы сообщивщить про местную жизнь, он очень огорчился, что мы не видели первый ритуал свадьбы — обряд пламени (когда жених с невестой на руках три раза обходит вокруг огня). Мы сказали: «в другой раз». Но он твердо ответил: «нет, сейчас!» И весь обряд повторили специально для нас. А еще нам дали один из первых тостов — что очень почетно. Весь кишлак слушал, как наш фотокорреспондент говорил тост за юных. Половина свадьбы вышла провожать нас, когда мы собрались уезжать. В Узбекистане есть выражение — «гость существеннее отца». Если учесть, что важнее отца в Узбекистане нет ничего, то эта фраза выводит гостя в ранг совсем уж заоблачный.

Если вы на 5 минут зашли в дом, даже по делу, и при этом вы из Москвы и пишите про Узбекистан — без обильной трапезы вас не отпустят. Мы ехали в гости к нашему другу Нуриддину-ака и на секунду заехали к его старшему брату. Секунда длилась и длилась. Потом появились хлеб, плов, зелень. Разговор зашел о предках, об отце Нуриддина-ака, который был учителем в соседней школе. Кончилось тем, что мы должны были поклясться, что приедем ловить рыбу на его речку. Давно стемнело. Но мы знали, что «уйти нельзя — обидите». Эти слова все время звучали в наших ушах. «не съесть нельзя. Обидите. Не допить нельзя. Обидите». А обидеть владельцев — самое ужасное оскорбление. Ради гостя надо жертвовать всем. Здоровьем, временем, последними деньгами. Главное — показать себя гостю только с самой лучшей стороны. И не принять этого — летальная обида. А какие тосты говорились за дружбу русских и узбеков и всех народов мира! В Самарканде это особенно важно, ибо город представляет из себя невозможное смешение национальностей. «мы живем бедно, но не обижаем друг друга», — сказал Зафар-ака. У узбеков есть традиция. Когда в семье рождается ребенок — отец сажает тополя. Эти тополя — для грядущего дома сына. Они пойдут на балки для крыши. Тополя будут расти, сын будет расти. Когда сын женится — ему будет нужен новый дом…

Андрей Фатющенко http://www.vokrugsveta.ru/


Народные промыслы - лучшие туры

СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
Loading ... Loading ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар Африка
Цена: 70500 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Маршрут:Антананариву-Анцирабе-Фианарантсоа - национальный парк Андрингитра - восхождение на вершину г. Имаривуланитра - национальный парк Ишалу - для пляжный отдых в Анакао - ботанический сад Arboretum Мадагаскар - четвертый по величине остров нашей планеты, расположенный в юго - ...
Экотур по Перу Полет кондора
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (339 голосов)
Loading ... Loading ...
Экотур по Перу Полет кондора Южная Америка
Цена: 166500 руб.
Продолжительность : 12 дней.
Лима острова Бальестас мини-Галапагосы пустыня Наска г.Арекипа каньон Колка - наблюдение кондоров г.Пуно оз. Титикака плавучие острова Урос г.Куско Затерянный город инков Мачу-ПикчуДля желающих - дополнительные программы: к шаманам Амазонии Икитос о.Пасхи Галапагосские острова ...

Через заповедные Саяны в центр Азии
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (328 голосов)
Loading ... Loading ...
Через заповедные Саяны в центр Азии Тыва
Цена: 75000 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Обслуживание: полный комплекс, включая проживание, трехразовое питание (готовит повар), транспортное обслуживание, услуги гидов и экскурсоводов, посещение заповедных территорий и др. Уровень сложности тура: Доступен для любого взрослого человека без серьезных физических ...
Вперед к тепуи. Экотур по Венесуэле.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (308 голосов)
Loading ... Loading ...
Вперед к тепуи. Экотур по Венесуэле. Южная Америка
Цена: 114000 руб.
Продолжительность : 16 дней.
В ходе этого тура мы посетим самые яркие природные жемчужины Венесуэлы в том числе одно из самых живописных мест на Земле - национальный парк Канайма который входит в шестерку крупнейших национальных парков мира. Мы подойдем вплотную к самому высокому в мире высотой почти ...

На родину солеварения.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (252 голосов)
Loading ... Loading ...
На родину солеварения. Архангельская область
Цена: 7000 руб.
Продолжительность : 1 дней.
Как это свойственно многим поморским селениям Нёнокса имеет интересную и довольно богатую историю.Нёнокса была известна на протяжении многих веков как крупнейший центр солеварения. Варницы в Нёноксе упоминаются в документах начиная с 15-го века. Вплоть до начала века 19-го ...
Каргопольское ожерелье
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (241 голосов)
Loading ... Loading ...
Каргопольское ожерелье Карелия
Цена: 9800 руб.
Продолжительность : 3 дней.
1-й день Встреча группы в Няндоме, трансфер в Каргополь. Размещение в гостинице (или на частном секторе). Обед. Обзорная пешеходная экскурсия по городу. Посещение музейной экспозиции «Город у реки». Посещение центра ремесел «Берегиня» с посиделками за самоваром с традиционными ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:


Отзывов пока нет, будьте первым.