Главная -> Статьи -> Гастрономический и фольклорный туризм в Угам-чаткальском природном парке Узбекистана

Фото отсутствует

Гастрономический и фольклорный туризм в Угам-чаткальском природном парке Узбекистана

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (136 голосов)
Loading ... Loading ...
Узбекистан
Народные промыслы
Автор :

Новая форма путешествия и отдыха предложена местными сообществами, основанными на туризме (community Based Tourism), которые расположены в Бостанлыкском районе Ташкентской области, для этих, кто в весенне-летний сезон прибывает сюда, чтобы полюбоваться горным рельефом, искупаться в озере Чарвак, пошататься по склонам гор Чимгана или Кулосьи, нарвать врачебных трав или половить рыбу в реке Угам. Что собственно? Кухня равнин и гор. Об этом мы услышали на встрече корреспондентов с Виктором Цоем — национальным координатором Международного плана Europeaid по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-шаня, состоявшейся в середине мая в Ташкенте в помещении Ассоциации туристов «рабат Малик». — Гастрономический туризм — вот что до сих пор не было востребовано визитерами в этот район Узбекистана, — сообщил В.Цой. — Многие слышали, что кухня горцев — прекрасна, однако не каждый из гостей великолепных мест Чимгана или, скажем, поселка Бричмуллы, пробовал, что на самом деле это такое. Обычно путешественники, особенно приехавшие в неорганизованном порядке, сами готовят еду, используя костры или специально заготовленные местными обитателями «казаны» (котел на кирпичах). Но мало у кого появлялась идея, что биоразнообразие преподнесло такой набор продуктов, которые уже давно используются в пищу местным населением. И что это может стать новым направлением экологического туризма — гастрономия и кухня местных обитателей. Оказалось, что ряд туристских компаний и групп Свт создали турпродукт под названием «гастрономия и фольклор Угам-чаткальского природного парка» (дело в том, что ряд поселков находится в зоне этой особенно охраняемой территории), и сейчас рекомендуют его для жителей Ташкента, а еще иностранцам, которые считают себя гурманами и не отказываются от познания «экзотической» пищи. Ранее специалисты отрицательно относились к пикникам, называя их «казан-туризмом» (или, аналог, плов-туризм, водка-туризм), но затем осознали, что искоренить это невозможно, да и не необходимо. Просто нужно упорядочить это направление, предложив людям лучший мир кухни, взамен обычного шашлыка и кетчупа с пивом. — Хочу увидеть, что это не только пища, которую мы готовим для путешественников, используя природные дары нашего края, но и обычаи их приготовления, приема, а также фольклор и ремесла, которые демонстрируют нашу связь с окружающим миром, — подчеркнула руководитель Свт поселка Бричмулла Риски Рахимова. Кстати, она не так давно получила уведомление от президента Международной ассоциации гастрономии Slow Food Карло Петри, что принята в членство этой организации, и ее рецепты горной таджикской кухни будут включены в многотомные издания энциклопедии «ковчег Вкуса». С конца мая в Бостанлыкском районе начинается туристический сезон: открываются пансионаты, летние оздоровительные лагеря, дома отдыха, турбазы и отеля. По новому скоростному автобану из столицы республики, минуя города Чирчик и Газалкент, на территорию Хумсана, Чарвака, Чимгана и Кулосьи начнется напряженный поток частных автомобилей и общественного транспорта, развозящего туристов по местам отдыха и развлечения. Заканчиваются последние приготовления тех объектов, которые будут в течение трех-четырех месяцев обслуживать всех посетителей, — канатные дороги, кафе, бюро проката. Также ремонтируются дороги и мосты, которые были повреждены последними оползнями, вызванными проливными весенними дождями. Расцвела природа. Все жарче солнце. И для туристов местные обитатели готовят новые услуги — размещения в комфортных гостевых домах, экскурсии на плато Гиза, в подземелье неандертальца, к древним городищам, которым насчитывается несколько сотен лет. И в числе подарков — кухня и фольклор. Жители трех поселков — Чимгана, Бричмуллы и Чимгана и работники ташкентской компании «елена-тур» позвали нескольких ташкентских журналистов опробовать новый турпродукт. И, сами осознаете, мы не отказались. Особенно оттого, что там готовились и к торжеству — Международному дню биоразнообразия (22 мая), что сулило нам немало интересных встреч и зрелищ. «золотая Бричмулла» Путешествие началось 20 мая 2005 года ровно в 7-мь часов утра. Машина турфирмы собрала нас всех, еще сонных, но предвкушающих поразительные приключения, в центре города — у станции метрополитена Хамида Олимджана. Нас было четверо, и мы расположились в автомобиле «нексия». Вскоре ветер свистел в ушах, лучи били в глаза, и машина мчала нас к горам, пики которых можно было различить в такое солнечное утро. Я глядел на белоснежные вершины, чуть закрытых редкими тучами, и думал, как там великолепно. Мои друзья также желали поскорее попасть туда. Из столицы мы выскочили достаточно быстро. По дороге нас никто не останавливал, хотя были опасения, что позже Андижанского восстания (13-14 мая) на территории Ташкентской области введено исключительное положение, и доступ для отдыхающих к туристским ресурсам ограничен. Да, по дороге повстречались блок-посты местной милиции, но автоматчики на нас внимания не обратили (лишь у подъезда в поселок Бричмулла, когда мы переезжали мост, полицейский испытал документы, записал сообщения в свою тетрадь, и разрешил перемещаться дальше). Новая автострада показалась нам весьма комфортной. Скорость зашкаливала за 100 пятьдесят км в час, и никакой встряски. Не зря сюда из госбюджета вбухали колоссальные средства (в определенных местах магистраль имела искусственное освещение). Правда, подъезжая к «бочке» (так называется перекрестье дорог, обтекающих озеро Чарвак), мы замедлили скорость и стали осторожно подниматься в горы. Дорога была тут также неплохой, только стоявшие по краям огромные камни вызывали подозрение: было видно, что они скатились сюда по воле природной стихии. «как бы на голову не свалился та-акой булыжник», — нечаянно подумали мы. Но это не остановило нас. Лишь на одном участке нам пришлось съезжать с дороги на грунтовую, так как оползень снес часть трассы, накрыл чей-то дом (надеюсь, что все обошлось без жертв). Там уже работали бульдозеристы и самосвалы, очищая путь. Погода стояла отличная. На солнце гладь Чарвака блестела как надраенное ведро. Вскоре мы подъехали к поселку Бричмулла. И нас ждали. Едва машина остановилась у школы, как раздались звуки национальной мелодии. Нас встречали с хлебом и солью, а также чашкой каймака (сметаны). Дети, одетые в национальные костюмы, весело глядели на нас и по-таджикски, по-узбекски, по-русски пригласили на праздник. Школа была заполнена людьми, казалось, сюда съехался весь поселок и соседи в придачу. Ну, тысячи две было точно. В числе приглашенных — старейшины, аксакалы, почитаемые люди (руководители местных органов власти). Риски Рахимова заявила о начале праздника. Скажу вам, это было очень интересно. Первая часть состояла из театрализованных сценок о том, что нельзя хищнически относится к природе. Школьники в костюмах исполняли роль с таким азартом и чувством, что любой мастерский артист бы им позавидовал. Нам показали номера, как охотники не жалеют птиц — кекликов, орлов, как нерадивый сын мусорил вблизи своего дома, поставив своих родителей в неловкое положение, как человек не умеет дружить с солнцем, водой, травой, землей, животными. Это было отлично, особенно учитывая то, что сцены придумывали сами дети (они же при помощи родителей шили костюмы). Но больше всего порадовали младшеклассники, одетые в наряды фруктов и овощей, которые сыграли сказку. Вторая часть — это фольклор. Здесь мы увидели великолепные горно-таджикские песни и пляски в исполнении школьных групп «гунча», «садбарг». Простенькие белые наряды и ослепительная вышивка как нельзя лучше гармонировали с окружающим пространством и той духовной аурой, которую барышни создавали вокруг себя. А движения — одно очарования. Было видно, что не один час и не одну каплю пота пролили исполнители на репетициях, готовясь показать свои точные и размеренные движения, па и пируэты тем, кто приедет на праздник. Подростки из группы «нилуфар» показали хоровое пение, и тоже вызвали шторм аплодисментов. А вот участники фольклорной группы «новбахор» исполнили таджикские песни в современной обработке, отплясывая, они ритмично ударяли деревянными ложками, которые сжимали пальцами одной руки. Учителя и старшеклассницы из группы «лола» показали, что они знакомы и с узбекским и русским фольклором. После этого нас повели в школу, где располагался краеведческий музей. Он только начал работать и не располагал существенным объемом экспонатов, но то, что уже было, вызывало почитание к начальнику школы. Она сумела разыскать старинные платки и одежду (черного цвета мужские халаты — чапаны, ясный дамский халат — ялак, паранджа, пояса), обувь (сапоги, именуемые как чукай), что носили еще до революции. Огромное число тканей с узорами — сюзане, изделия ремесла. В числе материальных ценностей — масляные лампады, кувшины, ступы, ложки, тарелки, инструменты и прочая бытовая утварь позапрошлого века. Все это демонстрировалось в полутьме, что создавало у нас особые впечатления. Кстати, как сказала Рахимова, ее ученики обещали принести и то, что часто находят в руинах городищ и на берегу озера (чарвак — искусственное озеро, в 60-х годах строители, возведя дамбу, затопили много старинных поселков). Кстати, здесь много и «черных археологов», которые находят золотые, медные и серебряные монеты, а также изделия из сплава, камня, но сами понимаете, то это все утекает за границу. — И последнее — гастрономия, — сообщила Риски, открывая нам путь в следующее помещение. Мы вошли в комнату и обомлели. Весь длинный стол был забит различными блюдами. Мне даже трудно описать их количество и объем, но мы сразу поняли, что это все не одолеем и за месяц, если даже будет интенсивно двигать челюстями. Слава богу, на помощь призвали старейшин, и мы вместе уселись трапезничать. Вначале подали молочные блюда — каймак, куртова (это жидкий суп из измельченного курта — сухого творога+зелень). Аромат щекотал ноздри, а язык чувствовал вкус соли, молока, трав. Потом принесли семь видов лепешек, изготовленных совершенно различными способами: на масле, на соленной воде, с мясом, с луком, с жиром, с зеленью. Это — тонкие печенные «патыры» и жаренные пластинки «катлама», огромные килограммовые «чам-патыры» с травой и остальные, название которых я — жаль! — не запомнил. Зато нам обещали показать, как готовят хлебные изделия в национальном здании, чем заметно оживили наши впечатления. Далее, пошли 1-ые блюда: прохладные супы их молока, кукурузы и зелени (название не запомнил). Не успели мы это унямать, как подали «шир-бирич» — горячий молочный суп + рис + топленое масло. На стол подали «тунук» — блины со специями. Каша «будина» — крахмал из так называемой горной картошки — растения «олги» (название по-таджикски) — была также вкусна, но на него налегала дамская половина. Кстати, из этого растения также делают кисель «каудак» (+ чебрец, райхон + кислое молоко) — мы его тоже попробовали. Как сообщили жители, они нужны для желудка. Но больше всего нужным для женщин считается «аталла» — жидкая каша, которая подается им после родов, мол, она восстанавливает силы и усиливает организм. Мужики, сами понимаете, чуток хлебнули, подумав, нууу, вкусно, не тем не менее это еда для слабого пола, нам бы поплотнее… Поплотнее принесли. Были плов по-бричмуллински, сущенные корни растения «ожит», варенья из ревеля («кислячка»), именуемого «ривож», и плодов тута и винограда (они варятся в своем соку, что выделяется фруктоза, не нужно добавлять сахара) — «шины». Между тем, наша пищеварительная система заполнялась пластами, и мы не ощущали желания прекратить этот процесс. Не успели мы покончить с вышеуказанными блюдами, как принесли «жахори-ерма-бутка» — полужидкое блюдо из пшеницы + мяса (его томят более 2-3 часов). У меня в глазах помутнело, когда принесли голубцы из дикого лука «кук-пиез» и из виноградных листьев с яйцами, блюдо «казан-кабоб» — тушенной козлятины, шашлык из белых грибов, пельмени с мятой, плов по-корейски (добавляют картошку), толченные сушенные яблоки, тутовник, сладкое пшено и еще много-много чего другого, что в мой, положим, желудок не вместилось. Я приподнял руки и сдался. — Все, не могу больше, — прошептал я, ощущая, что мне нужно куда-нибудь завалиться, чтобы переварить все это. Тут подали чай из различных растений, и я освежил горло. Нам дали передохнуть пару часов. А потом повезли в сторону каньона Кулосья. Именно там показали частный гостевой дом, где древние дамы как в театре подемонстрировали мастерство приготовления лепешек. Они замесили тесто, нарезали на куски, дали форму, намочили ее соленой водой и стали закидывать в «тандыр» — керамическую печь, где уже пылали поленья. При этом нам пели разные песни. И среди зелени, журчания реки, на тахте (кровать-площадка, вмещающего огромное число людей) нас опять потчевали блюдами — самсой (пирожком) из травы «ялпиз», супами и кашей, горным медом, миндалями, косточками. Не понимаю, как это я сумел съесть. Но признаюсь, брюхо у меня расползлось, и пришлось даже ремень перестегивать на несколько делений. Дав возможность отдохнуть на природе, нас повели в другое место — в горы. Туда «нексия» подняться не могла, посему пересели в «уазик» и на «жигули», которых приспособили для горных гонок. За 5 минут мы уже были на одной из вершин, откуда представилась благодать Чарвакского озера, окружающих гор, зелени и рек. Гостевой дом был построен в древних обычаях — из глины и дерева. Внутри все обшито коврами и сюзане. Маленький столик, «курпачи» (типа матрасов), подушки — и опять угощения — самса из одуванчиков и других трав, сметана, супы, сладкое… В этот день мы завалились спать, чувствуя, что желудки в состоянии шока. Такого разнообразия горной кухни они никогда не пробовали. Кстати, нас расположили у брата Риски — дом был ухоженный и аккуратный, неплохие условия для проживания туристов. Перед тем, как мои глаза сомкнулись, я услышал песню, которую пели девочки. Пели на русском, из классики бардов Никитиных. Про «золотую Бричмуллу»… «алпамыш» В Чимгане На следующий день нас повезли в Чимган. Это поселок, расположенный в 40 километрах от Бричмуллы. Дорога была чистой, в частности, оползень убрали, и поэтому мы без трудностей доехали до пункта назначения. Нас там тоже ждали. Хочу заметить, что если Бричмулла — поселок таджикский, то Чимган — казахско-кыргызский. В чем несоответствие? Ну, не только в народном (таджики — персы, казахи и кыргызы — тюрки, разная языковая группа), но и в образе жизни: таджики — земледельцы, казахи и кыргызы — кочевники. Только здесь есть одна особенность — в Чимгане живут горные этносы, и этим они отличаются от степных, которые проживают на территории Казахстана и Кыргызстана. И поэтому культура здесь несколько другая в сопоставлении с исторической родиной. Как бы там ни было, но нас ждал гостеприимный прием. Девушки, одетые в национальные казахские костюмы, пригласили на почетные места. А затем начался концерт. Вначале был школьный сюжет на тему о вредном влиянии человека на природу, и мы увидели, что привлекли к театральной постановке не только старшеклассников, но и детей из первых классов. Были песни и танцы из казахско-кыргызского фольклора, нас пригласили станцевать вместе с участниками (правда, под современный казахский шлягер), что мы сделали с превеликим наслаждением (нужно же место приготовить для следующего угощения!). Но больше всего нам понравилась постановка «алпамыша». Это народный эпос о герое, который боролся с несправедливостью, за счастье родных и близких. Трудно сказать, какому этносу конкретно относится Алпамыш (есть конкретные споры), но было ясно, что это — кочевник. И поэтому мы с удовольствием смотрели целую игру актеров из числа учеников и преподавателей. О боже, как хорошо были собранны костюмы, атрибутика (даже юрту поставили), жеребцы. Как сказал нам лидер поселка Бахтияр Режепов, было трудно найти старинную одежду, так как не все семьи сберегли их. Пришлось самим готовить мечи и лук со стрелами. Но самое большое наслаждение мы получили от игры актеров. Особенно старался ученик 11 класса, который играл брата Алпамыша. По преданию, его поймали нукеры (слуги) по приказу бая (феодала) и пытали за то, что он не дал в обиду своих родителей. Среди гостей послышался всхлип: хныкали старушки, приглашенные на праздник. Да и мои сотрудники сидели с красными глазами. Нужно согласиться: парень играл с чувством и вызвал у нас определенные эмоции. Но как всегда бывает в сказках, хеппи-энд обеспечен — и радость правит на земле. Мы поблагодарили актеров и выразили надежду, что другим путешественникам будет не мене интереснее здесь. На этом фольклор завершился. Хотя обещали вечером игру на домбре и песни о вольной казахской жизни (к сожалению, по различным причинам этого не произошло). Расселили нас в загородном доме Бахтияра, домик, кстати, располагался близко с основной дорогой, и это удобно для подъезжающих на машине. Здесь же было кафе — на втором этаже другого сооружения, и бассейн, который оказался без воды. Хозяин выразил намерение заполнить его, но мы попросили этого не делать, так как было еще холодновато на улице — только третьего дня здесь прошел град. Не забывайте, Чимган — это горный поселок. Как сами понимаете, после фольклора полагается обед. Он по программе путешествия назывался «ауыл дастарханы». И здесь у нас открылось второе дыхание, хотя желудок еще чуть-чуть переваривал бричмуллинскую пищу. На стол подали казахские блюда. Первым был «жупка» — это тесто, испеченное без масла, + бульон + жареный лук + зелень. Мы его проглотили в один присест. Потом принесли «тарак-оши» — просо, которое сначала варится, а затем… жарится, толчется и смешивается со сметаной или молоком. Блюдо «жент» — это сушенный творог, который жарят, потом в него добавляют жареное пшено, молотят в ступе, добавляют сливочное масло, катают в шарики. Сами понимаете, были лепешки, курт гигантских размеров, и кумыс. — У казахов-мужчин обязано быть три буквы «к», — сказал Бахтияр, который также стал членом Sloe Food. — Это «к» — «кыз» (девушка), второе «к» — кумыс (кобылье молоко), третье «к» — «казы» (конина). Первое не рекомендуем, но второе и третье можете попробовать. Действительно, горный кумыс очень вкусен, и в нем есть некоторая доля природного алкоголя. Может, это из-за трав, которым кормятся лошади. А казы подают вместе с блюдом, именуемым «бешбармак». Это бульон с пластинками теста + мясо + лук + зелень. В отличие от степенного «бешбармака», в чимганском доминировали ароматные травы. Его кушают руками, но мы, не привыкшие к такой простоте, предпочитали орудовать ложками и вилками. Замечу, что это не просто: тесто так и выскальзывало из ложки, и приходилось пластинки протыкать вилками. Чтобы ускорить процесс пищеварения нам рекомендовали охладительный напиток «боза» (типа пива, с алкоголем до 9%), изготавливается он из просо в теплой воде, дают закваску… идет брожение… Сами понимаете, что становится весело мужику в степи или в горах после этого напитка, так и тянет напевать песни и плясать. После сытного обеда мы немного отдохнули на тапчанах (типа вышеуказанной «тахты») под деревом, кое-кто из нас покатался на лошади, кто-то походил по окрестностям, снимая и беседуя с местными жителями. Спали мы хорошо, мне лично грезилась жена Алпамыша… Уж не знаю, почему… «благоухающие Цветы Хумсана» Хумсан нас повстречал также дружелюбно, как и предыдущие поселки. Добавлю, это — узбекское село, и поэтому здесь доминируют несколько другие традиции, чем в Чимгане и Бричмулле. В школе организовали фольклор. Девочки пели песни и танцы, правда, под магнитофон, но это не снимало интереса. Здесь же бродили французские туристы, которые, заслышав музыку, явились сюда как пчелы на мед. Они с интересом наблюдали за представлением школьников под названием «кашгарская легенда», которую в свое время написал писатель Шараф Рашидов (он же первый секретарь Цк Компартии Узбекистана), и остлись удовлетворенными. После концерта начался гастрономический период, который, сами понимаете, завершался увеличением веса на несколько кг. Были предложены блины «юбка», суп «шурпа» (мясо говядины + картошка + морковь + горох + бульон с зеленью), плов по-чимгански (в нем также много трав), салаты из свежих овощей, молочные продукты — сыр, масло и курт. И много-много цветов на столах. Сами хумсанцы называют свой турпродукт «благоухающие цветы Хумсана». Руководитель Свт поселка Фарход Акрамов сказал, что для гостей готовы лошади для похода по окрестностям. После сытного обеда кто откажется растрясти все это в желудке, чтобы ускорить там процесс? И мы покатались 2 часа. Лошадка мне попалась неплохая, добрая, она не брыкалась, и поэтому приключения прошли без исключительных случаев. У реки Угам мы немного позагорали (вода там — брррр! — прохладная, всеже протекает с ледников), и в 6-ть часов вечера уехали в Ташкент. Фольклорно-гастрономический тур закончился, оставив у нас приятные воспоминания и впечатления. Мне же пришлось сесть на диету, чтобы вернуть прежний вес. И об этом я пишу для вас, дорогие читатели, если вы захотите поехать в Бостанлыкский район, то знайте об этом… Алишер Таксанов, Ассоциация путешественников Узбекистана «рабат Малик»


Народные промыслы - лучшие туры

СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
Loading ... Loading ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар Африка
Цена: 70500 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Маршрут:Антананариву-Анцирабе-Фианарантсоа - национальный парк Андрингитра - восхождение на вершину г. Имаривуланитра - национальный парк Ишалу - для пляжный отдых в Анакао - ботанический сад Arboretum Мадагаскар - четвертый по величине остров нашей планеты, расположенный в юго - ...
Экотур по Перу Полет кондора
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (339 голосов)
Loading ... Loading ...
Экотур по Перу Полет кондора Южная Америка
Цена: 166500 руб.
Продолжительность : 12 дней.
Лима острова Бальестас мини-Галапагосы пустыня Наска г.Арекипа каньон Колка - наблюдение кондоров г.Пуно оз. Титикака плавучие острова Урос г.Куско Затерянный город инков Мачу-ПикчуДля желающих - дополнительные программы: к шаманам Амазонии Икитос о.Пасхи Галапагосские острова ...

Через заповедные Саяны в центр Азии
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (328 голосов)
Loading ... Loading ...
Через заповедные Саяны в центр Азии Тыва
Цена: 75000 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Обслуживание: полный комплекс, включая проживание, трехразовое питание (готовит повар), транспортное обслуживание, услуги гидов и экскурсоводов, посещение заповедных территорий и др. Уровень сложности тура: Доступен для любого взрослого человека без серьезных физических ...
Вперед к тепуи. Экотур по Венесуэле.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (308 голосов)
Loading ... Loading ...
Вперед к тепуи. Экотур по Венесуэле. Южная Америка
Цена: 114000 руб.
Продолжительность : 16 дней.
В ходе этого тура мы посетим самые яркие природные жемчужины Венесуэлы в том числе одно из самых живописных мест на Земле - национальный парк Канайма который входит в шестерку крупнейших национальных парков мира. Мы подойдем вплотную к самому высокому в мире высотой почти километр ...

На родину солеварения.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (252 голосов)
Loading ... Loading ...
На родину солеварения. Архангельская область
Цена: 7000 руб.
Продолжительность : 1 дней.
Как это свойственно многим поморским селениям Нёнокса имеет интересную и довольно богатую историю.Нёнокса была известна на протяжении многих веков как крупнейший центр солеварения. Варницы в Нёноксе упоминаются в документах начиная с 15-го века. Вплоть до начала века 19-го выварка ...
Каргопольское ожерелье
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (241 голосов)
Loading ... Loading ...
Каргопольское ожерелье Карелия
Цена: 9800 руб.
Продолжительность : 3 дней.
1-й день Встреча группы в Няндоме, трансфер в Каргополь. Размещение в гостинице (или на частном секторе). Обед. Обзорная пешеходная экскурсия по городу. Посещение музейной экспозиции «Город у реки». Посещение центра ремесел «Берегиня» с посиделками за самоваром с традиционными ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:


Отзывов пока нет, будьте первым.