Главная -> Статьи -> Тысячелетние чинары Ургута. Путешествие внутрь дерева

Фото отсутствует

Тысячелетние чинары Ургута. Путешествие внутрь дерева

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (169 голосов)
Loading ... Loading ...
Узбекистан
Народные промыслы, Национальные парки
Автор :

Андрей Кудряшов, Екатерина Бондаренко, Фергана. Ру

Священная роща тысячелетних чинар в сорока километрах к югу от Самарканда вблизи городка Ургут связывается традицией с именем одного из особенно почитаемых святых мусульманского мира — Пира Гавсул Аъзама Абу Мухаммада Муйиддина Сеида Абдулкодира Гилоний, основателя знаменитого суфийского ордена Кадирийя, в средние века распространенного от Восточной Индии и Кашгара до Испанской Мавритании. Правда, мазар (гробница) святого, жившего в Xii веке, по суждению многих историков находится в Багдаде, где Адбулкадир при своей жизни прославился как проповедник ортодоксального исламского богословия. Но таинственные теории суфизма, согласно которым Пир был создателем целой секретой науки о состояниях человеческой души и познания истины путем особенных заданий, до сих пор приписывают его биографии удивительные моменты, которым народная весть порой придает вид магических сказок. Так, по одному из преданий, бытующему в окрестностях Ургута, барышня, жившая в этих краях в эти далекие времена, как-то раз повстречала на безлюдной дорожке чабана, который, наперекор традициям шариата, не только остановил ее на дороге, однако грубо поймал за руку. Оскорбленная в своей скромности и благочестии, она мысленно обратилась к любимому Наставнику. В это время Абдулкадир находился в Багдаде и, готовясь к вечерней молитве, делал омовение: мыл левую ногу. Услышав призыв о помощи, он схватил кожаный тапок кавуш и кинул его через левое плечо. Чудесным образом кавуш пролетел сквозь пространство и ударил пастуха в лоб, позже чего чабан пропал. Исчезла и девушка. А на месте случая выросла чинара и забил из земли источник, вода которого, по утверждениям современных паломников, до сих пор вылечивает от множества различных недугов и просто облагораживает людские помыслы и побуждения, обращая их к Богу. Сами суфии, не говоря уже об ортодоксах мусульманского богословия, сильно неднозначно относятся к почитанию паломниками так называемых святых мест — мазаров подвижников и просто природных объектов — деревьев, камней, источников. Некоторые историки полагают, что культовые места, популярные в Центральной Азии еще со времен зороастризма — религии, обожествлявшей стихии природы, после были «освоены» исламом, аналогично тому как христианские соборы в средневековой Европе и на Руси часто строились первыми миссионерами на месте бывших языческих капищ, чтобы тем более верно и быстро обратить население к новой религии. Однако такой взгляд большинству современных исследователей представляется не абсолютно правомерным и даже простым. Суфии — мистики средневековья, создатели систем знаний о состояниях человеческого сознания и отношений его с окружающим миром, великолепно разбирались не только в психологии людей, но и в свойствах самого пространства. Поэтому они выбирали местом своего жительства или общественных собраний наиболее подходящие места, чья естественная атмосфера способствовала созерцательности и самоуглублению. Позднее эти места стали почитаться и посещаться паломниками, желающими приобщиться к их Барака — таинственной Благодати, согласно обычаи исходящей не только от живых святых, но и от мест их пребывания, важнейших событий, а еще мест захоронения. И хотя по канонам ислама для правоверного нет и не может быть других мест поклонения, помимо священной Каабы, и не необходимо никакое паломничество, кроме хаджа в Мекку, на практике малые зиераты — посещения незабываемых мест и мазаров суфийских святых — не противоречит религиозной жизни мусульман. И более того… Известный популяризатор духовного наследия суфизма Идрис Шах в одной из своих книг приводит следующую беседу: «- Имеет ли культ святых какую-нибудь реальную ценность? — спросил у суфийского Шейха один из гостей мазара. — Разумеется, нет! — ответил Шейх, — Он абсурден и возбранятеся Исламом. — Но ваш ответ, возможно, коснулся только одной стороны вопроса? — почтительно обратился к Наставнику его старательный ученик, как только паломник ушел. — Этот человек находится на ступени шариата, соответствующей формальному знанию и строгому соблюдению внешних правил, — пояснил Шейх, — То, как он задал свой вопрос, сказало мне, что он только желал получить от меня, как от авторитетного человека, лишнее подтверждение своих собственных взглядов. Недавно другой гость, находящийся на более высокой ступени познания, умолял меня подтвердить его суждение, что исцеления и озарения, происходящие у паломников на мазарах случаются благодаря их душевному устремлению, но не благодаря силе места или помощи святого. Я вынужден был согласиться и с ним. Ведь он не был готов для восприятия более трудного представления. Посещение святых мест для одних сводится к «культу святых», что, безусловно, есть невежество. Для иных оно означает действие, равное их благочестию и устремлению к истине. Но только один из тысячи приходящих сюда познает и умом и сердцем почему он тут и какого рода Благодать сопутствовала его паломничеству…» Подобного рода доброжелательные (и не очень) «дискуссии» между посетителями и смотрителями святых мест можно иногда наблюдать и сегодня по всей Центральной Азии, будь то священная гора Тахт-и-сулейман в Оше или священный источник Чашма в Нуратинских горах. Согласно другому преданию, бытующему в этих краях, Пир Абдулкадир до сих пор слышит намерения паломника, собравшегося посетить рощу Чор-чинор под Ургутом, и чуть тот сделает 1-ые 7-мь шагов в направлении святого места, начинает ему помогать. Так и во время поездки журналистов агентства «фергана.Ру» в Ургут непрерывная завеса низких облаков, свешивавшихся с крутых отрогов Заравшанского хребта и то и дело поливавших проселочные дороги весенним дождем, на подъезде к кишлаку Суфийон разошлась в вышине, образовав в небе колодец нежного, но не ослепительного, не слепящего глаза света. Правда, шофер такси, ожесточенно торговавшийся из-за цены, на подъеме из Ургута к священной роще пропорол шину гвоздем, по его словам, специально подложенным местными хулиганами на край. Чор-чинар оказался предгорной лощиной, полностью скрытой под сенью тысячелетних деревьев, хотя отсутствие зелени в самом начале весны сделало рощу прозрачной для света. Огромные стволы с высоко вспучившимися над поверхностью земли корневищами переплелись здесь в причудливом пляске времен, который невозможно ни запечатлеть на камеру, ни достаточно красноречиво описать словами. Каждое дерево сегодня обеспечено табличкой, указывающей его возраст — от 800 до 1800 лет, но разыскивать среди 10-ов этих исполинов, сросшихся корневыми системами и опутанных более юными побегами, первоначальные «четыре чинары» не представлялось возможным и необходимым. По сути, урочище представляет собой одно громадное дерево-чашу, в нижней точке которой спряталось родниковое озеро со священными рыбами в совершенно чистой воде и пузырящимися ледяными подземными ключами, достающими напором своих струй со дна до поверхности. Под корнями одной из чинар сформировалась естественная пещера, полностью скрытая под землей и в глубине дерева, основание которого служит ее потолком, хотя часть стен укреплена кирпичной кладкой, а вход снабжен резной дверью с замком, который отмыкает для посетителей особый сторож. Внутри необыкновенного дерева может реально поместиться и десять человек, но, наверное, лучше пребывать там в одиночестве или в компании самых близких приятелей, как то, согласно преданию, делали суфии, уединявшиеся там для общих молитв и благочестивых разговоров. Можно предположить, как в этом случае мог сильный ствол, пронизанный живыми соками и устремленный вершиной в небо, резонировать зикру — молитвенному повторению нараспев имен Бога. Но лучше не делать предположений, ибо сегодня нам неизвестна ни соль, ни форма средневековых таинственных таинств. Открыто явленным таинством остается само это место, где в первые дни марта еще не проснувшаяся природа готовилась к грядущему взрыву животворящих сил и тончайших оттенков смысла.


Народные промыслы, Национальные парки - лучшие туры

СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (353 голосов)
Loading ... Loading ...
СТРАНА ЛЕМУРИЯ. Экотур на сказочный остров Мадагаскар Африка
Цена: 70500 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Маршрут:Антананариву-Анцирабе-Фианарантсоа - национальный парк Андрингитра - восхождение на вершину г. Имаривуланитра - национальный парк Ишалу - для пляжный отдых в Анакао - ботанический сад Arboretum Мадагаскар - четвертый по величине остров нашей планеты, расположенный в юго - ...
Экотур по Перу Полет кондора
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (339 голосов)
Loading ... Loading ...
Экотур по Перу Полет кондора Южная Америка
Цена: 166500 руб.
Продолжительность : 12 дней.
Лима острова Бальестас мини-Галапагосы пустыня Наска г.Арекипа каньон Колка - наблюдение кондоров г.Пуно оз. Титикака плавучие острова Урос г.Куско Затерянный город инков Мачу-ПикчуДля желающих - дополнительные программы: к шаманам Амазонии Икитос о.Пасхи Галапагосские острова ...

Сплав по Белому Нилу и национальные парки Уганды.
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (337 голосов)
Loading ... Loading ...
Сплав по Белому Нилу и национальные парки Уганды. Африка
Цена: 68900 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Уровень сложности: ExperienceТип тура: RodeoПредлагаем Вашему вниманию эксклюзивную программу в Уганде от компании ExpertRiver!Уганду многие называют жемчужиной Африки, и это действительно так! Благоприятный климат, многообразие растительного и животного мира, дружелюбное ...
Через заповедные Саяны в центр Азии
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (328 голосов)
Loading ... Loading ...
Через заповедные Саяны в центр Азии Тыва
Цена: 75000 руб.
Продолжительность : 14 дней.
Обслуживание: полный комплекс, включая проживание, трехразовое питание (готовит повар), транспортное обслуживание, услуги гидов и экскурсоводов, посещение заповедных территорий и др. Уровень сложности тура: Доступен для любого взрослого человека без серьезных физических ...

Перу - Золотое Кольцо империи Инков
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (325 голосов)
Loading ... Loading ...
Перу - Золотое Кольцо империи Инков Южная Америка
Цена: 182000 руб.
Продолжительность : 14 дней.
День 1-3. Лима-Куско. Обзорная экскурсия по Лиме. Переезд в Священную Долину экскурсии по крепостям Писак и Оллантайтамбо. Ночь в Куско.День 4-6. Мачу-Пикчу рафтинг на Урубамбе встреча Нового Года. Треккинг по Тропе Инков. День 7-8. Куско. Экскурсия по городу.День 9. Куско-Пуно. День 10-11. ...
Поход вокруг Аннапурны
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (325 голосов)
Loading ... Loading ...
Поход вокруг Аннапурны Азия
Цена: 60000 руб.
Продолжительность : 19 дней.
Популярный красивый треккинговый маршрут. Идеально подходит для первого знакомства с Непалом. Достаточно развитая инфраструктура позволит путешествовать с комфортом. Поход вокруг Аннапурны - один из самых популярных треккингов в Непале. Неповторимые виды на вершины массива ...

Все активные туры ->

Отзывы, отчеты, вопросы, комментарии:


Отзывов пока нет, будьте первым.